Родители будущих первоклассников с расстройствами аутистического спектра в Костроме требуют предоставить их детям возможность начать обучение в ресурсном классе, адаптированном для их потребностей. Между тем, в местной администрации заявили о готовности предоставить детям-аутистам места в коррекционной школе и в коррекционном классе общеобразовательной школы. Родители отказались от такого предложения и намерены добиваться реализации права своих детей на инклюзивное образование, сообщает сайт «7х7».
По словам родителей, к такому решению их подтолкнул опыт семей, воспитывающих более старших детей-аутистов, которых направляли либо на индивидуальное обучение, либо в коррекционные учебные заведения, где изучается облегченный вариант программы пяти классов средней школы.
«Мой сын к семи годам не говорил. Нам предложили пойти в спецшколу, но мы отказались и пошли в интернат. Через четыре месяца он заговорил и опередил в развитии своих одноклассников. Он за 10 минут делал контрольную, а потом ему становилось скучно, и у нас начинались проблемы с поведением. Невыносимо, когда развитие ребенка тормозят извне, — сообщила журналистам «7х7» мама 15-летнего подростка.
«Наши дети попрятаны в спецшколы. Мамы стесняются своих детей — в них тычут пальцем и крутят у виска. Но пока они не начнут ходить в общие садики и школы, общество не начнет их воспринимать. Когда с ребенком ходишь везде, видишь и отрицательную, и положительную реакцию. Когда ребенок бурно выражает свою радость, некоторые люди говорят: «Ой как здорово — не у каждого в понедельник такое хорошее настроение». Выхожу из маршрутки — мне желают терпения и здоровья», – рассказала мама семилетней девочки с аутизмом.
«Родители хотят обучать детей в одном классе, но ребята имеют различные медицинские диагнозы, а как следствие, им рекомендованы разные варианты образовательных программ», – приводит слова заместителя главы администрации Костромы Аурики Дроздник сайт фонда «Выход». Включение ребенка с РАС в обычный класс возможно только при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии, указала она родителям.
Ранее Василина Любарова, мама восьмилетнего ребенка-аутиста из Костромы, разместила на сайте change.org обращение с просьбой создать в городе ресурсный класс для детей с аутизмом. В настоящее время петицию поддержали около 100 тысяч человек.
О сложившейся ситуации порталу Милосердие.ru рассказала руководитель костромского благотворительного фонда «Открыть мир» Анна Добрецова:
«Пять семей обратились в наш фонд за поддержкой в создании инклюзивной модели обучения для своих детей. Ресурсный класс – это та модель, которая позволяет инклюзии быть щадящей и учитывать особенности детей с аутизмом.
Дети с РАС должны быть зачислены в обычные классы, но начать свое обучение в ресурсном классе, и перейти в обычные классы, когда будут к этому готовы. Ресурсный класс – отдельный кабинет, где они смогут учиться в своем индивидуальном режиме. Предполагается, что там будет специальная зона, где каждый сможет заниматься индивидуально, будет зона для групповых занятий, где смогут участвовать все пятеро детей. Будет сенсорная зона, специальные кресла, в которых можно качаться и отдыхать, мячи другое оборудование, которое позволяет детям восстановить силы, успокоиться или побыть одному.
Требования к оборудованию ресурсного класса разработаны и известны. При этом речь идет об использовании прикладного анализа поведения – специальной технологии коррекции аутизма. Должна использоваться альтернативная коммуникация, для тех детей, которые имеют проблемы с речью. Сейчас у нас трое таких детей, и за лето мы должны ввести альтернативную коммуникацию.
В настоящее время в нашем фонде проходят занятия по подготовке к школе, их задача – научить детей работать в группе, потому что они раньше этого вообще не делали, занимались в индивидуальном режиме. 4 ребенка уже работают в группе. Подготовлены пять тьюторов, в том числе они прошли курс по прикладному анализу поведения.
На данный момент запрос родителей не удовлетворен. Трем детям было предложено обучение в коррекционной школе, еще двум – обучение в коррекционном классе общеобразовательной школы. Родители написали отказ, и сейчас готовы подавать документы, если потребуется, в вышестоящие инстанции. Сейчас родители консультируются с юристами, что делать дальше.
Сегодня мне позвонила одна из тех мам, у которых есть негативный опыт посещения ее ребенком коррекционной школы. Ее ребенок более развит, чем предполагает предложенная там программа. Они обеспокоены тем, что в коррекционной школе не могут оставаться, а в обычной школе для этого ребенка нет специальных условий. То есть, скорее всего, речь идет о необходимости еще одного ресурсного класса – для детей, которые пойдут в 3 класс.
В Москве, в Воронеже, в Белгороде, в Ростове-на-Дону, во многих городах ведется работа с точно такими же детьми с РАС и открываются ресурсные классы. В Белгородской области идет подготовка к открытию 3 ресурсных классов, в Воронеже, где уже работают 2 ресурсных класса и 2 ресурсных группы в детсаду, в новом учебном году откроются еще 4 таких класса и две группы. Этот опыт тиражируется, потому что эта модель работает и работает эффективно. И наши родители спрашивают: если это делается в других городах, почему это нельзя сделать в Костроме?».