Доля родителей обычных детей, отрицательно относящихся к появлению в их классе «особого» ребенка, за год снизилась с 39% до 23,38% Таких родителей оказалось немного меньше, чем одобряющих инклюзию (25,4%), показал интернет-опрос, проведенный проектами Дети Mail.ru и Добро Mail.ru. Основной проблемой в этой области его участники назвали нехватку знаний о том, как общаться с такими детьми.
51,22 % опрошенных заявили, что нейтрально отнесутся к обучению совместно с их детьми ребенка с особыми потребностями.
«При этом только 13% родителей рассказали, что в их классе уже есть ребенок с особенностями развития, у 73,47% опрошенных таких детей в классе нет, а еще 13% затруднились ответить. При этом 3,87 % ответили, что в школе уже был опыт совместного обучения», – отметили исследователи.
Оказалось, что родители, приветствующие инклюзию, надеются, что она поможет научить их детей толерантности и добру (35,72%), и позволит узнать, как общаться с детьми с потребностями (21,86%), а также полагают, что детям с особыми потребностями важно учиться и развиваться в социуме (29,94%).
«Из числа родителей, что отрицательно отнеслись к такому предложению, 32,58% считают, что дети с особенностями должны учиться отдельно: 25,4% боятся ухудшения качества образования, 28, 45 % считают, что у психологов и педагогов нет достаточного опыта для инклюзивного обучения, а 3,42 % уверены, что не смогут объяснить своему ребенку как правильно общаться с такими детьми. Еще 6,42% боятся, что ребенок с особенностями развития может напугать их собственных детей», – пояснили организаторы опроса.
Кроме родителей нормотипичных детей, были опрошены также родители детей с особенностями развития. 53,49% из них заявили, что их детям сложнее получить доступ к среднему образованию, чем обычным, а 20,27 % – что такого доступа нет или почти нет. 15,61 % полагают что у всех детей равные возможности в этой области.
«Обе категории родителей, принявших участие в опросе, сообщили, что сейчас информации о том, как общаться с особенными детьми недостаточно. Об этом заявили больше половины родителей детей без особенностей развития (59,02%) и больше половины детей родителей с особенностями (57,4%)», – подчеркивают исследователи.