С предложением ввести административную ответственность для родителей детей-инвалидов за нарушение рекомендаций медико-социальной экспертизы (МСЭ) выступила заместитель председателя комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям, директор Научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы Татьяна Батышева. Прежде, чем говорить об ответственности, нужно обеспечить условия для выполнения рекомендаций, считают в московской организации родителей детей-инвалидов.
«Сегодня, к сожалению, отсутствует механизм контроля за выполнением данных учреждениями МСЭ рекомендаций. Когда ребенок проходит медико-социальную экспертную комиссию, он получает индивидуальную программу реабилитации.
Однако зачастую родители таких особых деток не предпринимают никаких шагов для реабилитации детей, а просто-напросто используют их пособия как источник дополнительного дохода семьи», –рассказала Батышева корреспондентам ИА «Москва».
«Уверена, со мной солидарна и медицинская, и родительская общественность – оставлять эту проблему без внимания нельзя, когда речь идет о здоровье наших детей. Думаю, необходимо рассмотреть вопрос об ответственности родителей за приверженность к выполнению медицинских рекомендаций, данных их детям при освидетельствовании», – заявила депутат.
По ее словам, речь идет о семьях, ведущих асоциальный образ жизни. «Безусловно, есть люди, которые ведут деструктивный образ жизни, что, конечно же, негативно отражается на детях. И такие меры, прежде всего, должны применяться именно к ним.
Я думаю, что, безусловно, сначала это будет административная мера ответственности, а после, если и такой шаг не возымеет эффект, нужно ставить вопрос об изъятии ребенка из такой семьи, если он находится в тяжелой жизненной ситуации», – пояснила Татьяна Батышева, предложив вынести этот вопрос на обсуждение экспертного сообщества, поддержка которого обеспечит возможность внесения более конкретных предложений.
«Некоторые родители считают так, что если уже ребенок не ходячий в восемь-десять лет, то с ним реабилитацией заниматься не стоит, так как эффекта не будет. Но это не так! И, безусловно, ребенок в любом возрасте обязательно должен получать реабилитационные мероприятия. Мы знаем случаи, когда пациенты с ДЦП делали свои первые шаги и в 28, и в 30 лет. Главное – это вера в своего ребенка и упорный труд», – подчеркнула Татьяна Батышева.
«Безусловно, родители бывают разные. Но вряд ли стоит вводить какие-то дополнительные меры административного воздействия – детей защищают и действующие законы, за соблюдением их прав должны следить органы опеки и попечительства, – рассказала порталу Милосердие.ru, комментируя предложения о введении ответственности за выполнение рекомендаций МСЭ, председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства (МГАРДИ) Юлия Камал.
– Главное, с чего нужно начать – чтобы бюро МСЭ давали грамотные рекомендации. Предстоит еще очень многое сделать, чтобы наладить работу бюро, и обеспечить корректное выполнение ИПРА (индивидуальных программ реабилитации и абилитации).
В работе МСЭ остается немало проблем. Не хватает специалистов, которые могли бы квалифицированно прописать маршруты детей из разных нозологических групп. Очень часто специалисты бюро МСЭ не в полной мере осведомлены, какие средства технической реабилитации существуют, какие есть новинки.
Много проблем и на предыдущей стадии, при заполнении в поликлинике документации, на основании которой принимают решение бюро МСЭ. Ведь специалисты там ориентируются на те рекомендации, которые дает поликлиника. А в поликлиниках тоже недостаточно профильных специалистов, которые могли бы дать их грамотно, на высоком профессиональном уровне.
У нас, к сожалению, специалист Минздрава не всегда знает о том, что может предоставить Департамент труда и соцзащиты, какие реабилитационные программы доступны – стационары, и полустационары, выездная реабилитация… Это касается и рекомендаций по трудовой занятости.
Одна из важных вещей, которых мы добились в Москве – взаимодействие с Департаментом образования: соответствующий раздел ИПРА заполняется на основании рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Это очень важно, потому что в составе бюро нет специалистов, которые могли бы профессионально сформировать образовательный маршрут.
Но и здесь есть свои проблемы: к сожалению, ПМПК у нас проводится до достижения ребенком 18 лет, и рекомендации по условиям получения образования не могут выноситься для более старшего возраста. Для кого-то в рекомендации ИПРА вносится формулировка «до окончания получения образования» – но это касается лишь среднего образования, а дети-инвалиды могут получать и среднее специальное образование, и высшее.
В каждой семье ребенка-инвалида – свои обстоятельства. Родители подчас вынуждены работать, чтобы заработать на кусок хлеба. Пенсия ребенка не покрывает всех расходов, а часто есть и другие дети.
Поэтому, мне кажется, на данном этапе не стоит говорить о введении какой-то особой административной ответственности.
Надеюсь, что сейчас такие предложения не будут внесены. Скорее, надо подумать о том, как дать родителям возможность нормально осуществлять реабилитационный и абилитационный процесс. Я сама родитель ребенка-инвалида, и хорошо понимаю, насколько ситуация сейчас далека от идеала.
– Часто ли выполнению рекомендаций МСЭ препятствуют действия чиновников или административных структур?
– Нельзя сказать, что они препятствуют выполнению рекомендаций. Проблема в другом: у семей нет возможности выполнять их в полном объеме потому, что нет в должном количестве реабилитационных центров, не хватает специалистов по реабилитации. Чиновники как раз пытаются выстроить систему, когда люди могли бы по очереди получать эти услуги. Но в хорошие реабилитационные центры и очередь не маленькая. Для выполнения рекомендаций МСЭ зачастую не хватает возможностей».
Ранее Татьяна Батышева выступала с предложением о введении мер ответственности для родителей, не желающих отводить на прием к психиатру проблемных детей с симптомами психических расстройств. Опрошенные порталом Милосердие.ru эксперты подвергли эту инициативу критике.
Илья Агафонов
Родителей предлагают наказывать за нежелание вести проблемных детей к психиатру
Родителей предлагают наказывать за нежелание вести проблемных детей к психиатру