Представители НКО направят Центробанку свои замечания и комментарии по поводу новых критериев подозрительных финансовых операций, которые были опубликованы на сайте регулятора 18 февраля 2020 года.
«Некоторые пункты нового порядка вызывают опасения и сомнения у представителей НКО», – заявил Дмитрий Поликанов, заместитель руководителя Исполкома Общероссийского народного фронта.
Суть дела: банки получат новые критерии «необычности» сделок
Центробанк планирует внести изменения в требования, которые предъявляются к Правилам внутреннего контроля (ПВК) всех кредитных организаций.
ПВК – это внутренний документ банка, который определяет меры, принимаемые организацией для выявления и предотвращения преступных сделок, направленных на «отмывание» денег или финансирование терроризма. Клиент банка не может ознакомиться с этим документом.
Действующие требования к ПВК сформулированы в Положении Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П. Основание для разработки требований – ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Сотрудники банков выявляют подозрительные финансовые операции, ориентируясь на критерии «необычного» характера сделки. Эти критерии как раз и изложены в Положении Банка России № 375, и именно их намерен теперь «актуализировать» регулятор.
Новые правила должны быть согласованы с Росфинмониторингом и вступить в силу с 1 апреля 2021 года.
Общественное обсуждение документа завершается 28 февраля 2020 года. В рамках этого обсуждения ОНФ провел 27 февраля круглый стол «Новый порядок противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: риски для работы НКО». В нем приняли участие представители Минэкономразвития РФ, Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной палаты РФ, благотворительных фондов и других некоммерческих организаций.
Счет фонда смогут заблокировать из-за щедрого благотворителя
Некоторые формулировки в перечне признаков «необычной» финансовой операции являются размытыми, неточными и могут привести к блокировке счетов вполне законопослушных организаций, считает Дмитрий Поликанов.
Например, пункт 1110: «Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента)». Если речь идет о сборе средств на лечение больного ребенка, то благотворительный фонд, безусловно, будет вести себя поспешно. Но какие именно документы придется предъявлять, чтобы обосновать срочность платежа? Между тем, если платеж «зависнет», это создаст угрозу для жизни и здоровья человека, отметил эксперт.
Другой пример – пункт 1402: «Зачисление в течение небольшого периода крупных сумм денежных средств на счет клиента – юридического лица… операции по которому не производились в течение более трех последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью такого клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме либо их переводом на счет в другую кредитную организацию в течение одного или нескольких дней».
Получается, если небольшая НКО неожиданно получила поддержку благотворителя, готового оплатить просителю дорогостоящую операцию, ее действия будут выглядеть очень «необычно». Ведь сначала на ее счет придет крупная сумма денег, а потом НКО перечислит эти средства медицинской организации в течение одного или нескольких дней.
Или пункт 1425: «Внесение на счет наличных денежных средств, источник происхождения которых вызывает подозрения». «С одной стороны, правильная история, но так сформулировано, что любое внесение на счет наличных денежных средств сразу вызывает кучу вопросов», – отметил Дмитрий Поликанов.
НКО нужен ликбез
Непонятно, как НКО могут обезопасить себя от поступления денежных средств, полученных преступным путем, отметила Елена Тополева-Солдунова, директор АНО «Агентство социальной информации», член экспертного совета правительства РФ, председатель общественного совета при Минтруде России, член ОПРФ.
По ее словам, новые правила Центробанка увеличат административную нагрузку на НКО. А это противоречит всем последним инициативам правительства, направленным на поддержку благотворительных организаций.
Специфика работы НКО такова, что значительная часть жертвователей сотрудникам неизвестна. «Они нам не диктуют, как нам тратить деньги. Особенно это касается рекуррентных платежей по 500 рублей», – сказал президент БФ «Предание» Владимир Берхин.
Бухгалтеры НКО должны быть готовы оперативно предоставлять банку все необходимые документы, если какая-то финансовая операция вызвала подозрения у кредитной организации, считает Ирина Киркора, заместитель председателя Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
«Если банк блокирует денежный перевод, значит, он сомневается, что в его основе лежит реальная хозяйственная деятельность», – добавила она. Кроме того, сотрудники НКО должны знать, как оспаривать блокировку счета или отдельной операции в Межведомственной комиссии ЦБ.
«Назрела необходимость специального ликбеза для НКО. Они нуждаются и в разъяснении 115 федерального закона, и в консультациях по всем процедурам, подтверждающим легальность сделки», – подчеркнула главный редактор интернет-портала «Милосердие.ru» Юлия Данилова, выступая на круглом столе.
Екатерина Васютина, руководитель проектов ассоциации «Юристы за гражданское общество», напомнила, что по существующему законодательству банки и сейчас информируют Росфинмониторинг о множестве сделок, которые представляются им подозрительными. Но на практике нет «вала блокирования счетов некоммерческих организаций» и нет «вала отказов в совершении операции». У банков возникают лишь «точечные вопросы». При этом они обязаны обосновать, почему та или иная финансовая операция эти вопросы вызвала. А НКО, в свою очередь, может аргументированно ответить на подозрения банка, добавила Екатерина Васютина.