Рейтинг регионов по уровню выраженности проблемы социального сиротства составил благотворительный фонд «Нужна помощь». Результаты анализа открытых данных за 2017 г. опубликованы на его сайте.
Сравнение проводилось по пяти основным параметрам: 1) Дети нуждающиеся в семейном устройстве; 2) Темп устройства детей в семьи; 3) Вторичные (повторные) сироты; 4) Воссоединение кровных семей; 5) Готовность принимать детей в семьи. Цифры брались как в абсолютных значениях, так и в отношении к населению региона.
Часть выводов, сделанных экспертами, подтверждает общеизвестные сведения: лучше всего в семьи берут детей до года, наиболее тяжело проходит семейное устройство детей с тяжелой инвалидностью, подростков и групп братьев и сестер; наилучшее положение с сиротством – в республиках Северного Кавказа, и т.д.
«В относительных значениях наиболее сложная ситуация с количеством детей, которые нуждаются в устройстве в семьи, складывается в Еврейской автономной области (28% всех «сирот» области, или 1,02% всех детей в возрасте до 18 лет), в Магаданской области (36% всех «сирот», или 0,84% детского населения области), в Забайкальском крае (25% всех «сирот», или 0,64% всех детей края) и Республике Коми (24% всех «сирот»), – рассказали в фонде. – Особенно неблагоприятна ситуация в Приморском крае: 24% сирот не устроены в семьи, и это значительное число детей в абсолютном выражении тоже (2080)». В Чечне, Дагестане, Ингушетии, Калмыкии, Ханты-Мансийском автономном округе доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в устройстве в семьи, составляет от 0 до 3%.
«Два региона занимают абсолютно диаметральные позиции — Еврейская автономная область и Чеченская Республика. Например, у наиболее благополучного по масштабам социального сиротства региона — Чеченской Республики — нулевые абсолютные значения по четырем показателям из пяти, на которых построен рейтинг (исключение — темп устройства детей в семьи). У анти-лидера — Еврейской автономной области — самые худшие позиции по доле сирот среди детского населения вообще и нуждающихся в устройстве в семьи, в частности (3,6% всех детей — сироты; 28,4% сирот находятся в учреждениях, составляя 1,02% всех детей Еврейской АО)», – сообщили исследователи.
Также эксперты фонда оценили ресурсы, затрачиваемые в регионах на решение проблемы сиротства, и эффективность их использования. Из этого исследования в силу своей специфики были исключены регионы Северо-Кавказского федерального округа.
«Несмотря на то, что эти данные есть в открытых источниках, их никогда никто не сравнивал, не смотрел картину по всей стране, – рассказала порталу Милосердие.ru PR-директор БФ «Нужна помощь» Екатерина Абрамова. – Если сравнить проблему сиротства с болезнью – мы поставили диагноз, и рассказали, как она проявляется. Дальше уже эксперты будут разбираться, что означают эти симптомы, и как они ее будут лечить.
Цифры описывают ситуацию – но сами по себе еще не дают объяснений. К примеру, считается, что сиротство – признак социального неблагополучия в регионе. Но цифры показывают, что есть дотационные регионы, где все относительно неплохо – а есть не дотационные с очень плохой ситуацией. Ясно, что есть еще какие-то факторы, которые на нее влияют.
Могут спросить, почему в число неблагополучных попали регионы, где работают сильные профильные НКО. Дело в том, что часто общественные организации борются с последствиями, а не с причинами сиротства. Это тоже очень важно. Но наш рейтинг эту работу уже не учтет, что совершенно не умаляет ее необходимости и важности.
«Этот анализ дает возможность сравнить ситуацию по регионам, – пояснила руководительница отдела исследований БФ «Нужна помощь» Елизавета Язневич. – Для меня, например, стало неожиданностью, что ниже среднего уровня оказалась Смоленская область, где я некоторое время работала в команде НКО в области помощи сиротам. Я знала ситуацию в регионе, но не могла оценить ее в соотношении с общероссийским уровнем. То, что в среднем по стране дела обстоят немного лучше – обнадеживает, и показывает, что в Смоленской области нужно продолжать работу. Понятно, что там есть сложности, которые, возможно, не решаются одной организацией.
Наш рейтинг дает людям, работающим на местах, возможность «увидеть» себя на карте России. Ты знаешь точечные проблемы своего региона – а теперь можешь окинуть взглядом всю картину. Можешь понять, что меняется в стране в целом, как с этим соотносятся изменения, происходящие рядом с тобой. Надеюсь, что ценность нашей работы и для госструктур, и для НКО – в том, что она позволит им оценить свою деятельность в масштабах страны.
– Как планируется продолжать работу, начатую составлением этого рейтинга?
– Мы уже получаем отзывы заинтересованных структур и экспертов, и сами обращаемся к ним с просьбой оценить результаты. Где-то нам указывают на относительную точность цифр, взятых из официальной статистики. Поэтому мы надеемся продолжить работу по поиску и уточнению информации. С другой стороны, рейтинг был составлен для того, чтобы люди, работающие в области помощи детям-сиротам и рискующим стать сиротами, смогли выйти за рамки точечных экспертных мнений, и начать общее обсуждение ситуации. Создается некая точка опоры, вокруг которой уже можно вести дальнейшую деятельность, спорить, отталкиваться от нее, и т.д. Когда ты работаешь с несколькими учреждениями, или с одним регионом, картина неизбежно будет неполной.
Наш подход мы хотим планомерно применять и к другим социальным проблемам. Он появился в ходе работы над новым социальным порталом, которую мы ведем при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина. Уникальность этого проекта как раз и будет состоять в обобщении информации об актуальных социальных проблемах в одной точке. На этой платформе можно будет получать данные по конкретным регионам, на такую информацию есть значительный запрос – подборки социальных проблем, эксперты, организации, которые их решают. Новый портал, который получит название «Если быть точным», мы надеемся представить в первые месяцы 2019 г».