Предоставлять отсрочку отбывания наказания до достижения ребенком 14 лет не только матерям, но и опекунам предложила член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Ева Меркачева. Такой же позиции придерживаются и в Следственном комитете России – там считают, что запрет на отсрочку осужденным опекунам «вызывает сомнение», ведь этот институт защищает интересы семьи и детей.
Правозащитники также поддержали Генпрокуратуру, которая предлагает уточнить понятие «единственный родитель» (в уголовном законодательстве оно не раскрывается). Речь идет об отсрочке, положенной отцам, если те являются единственными родителями. Однако это могут быть не только случаи, когда мать умерла, но и если она признана недееспособной, безвестно отсутствующей или лишена родительских прав, или ее местонахождение не установлено, считают в правонадзорном ведомстве.
Нужно исключить из законов указание на то, что отсрочка может быть отменена, если родитель оставил ребенка родственникам или иным лицам, уверена Ева Меркачева.
«Бывают случаи, когда мать уезжает в командировку или решать какие-то неотложные дела, а за детьми присматривает бабушка или тетя. До сегодняшнего дня органы опеки и сотрудники уголовно-исполнительной инспекции могли в таких ситуациях требовать отмены отсрочки», – пояснила она на заседании рабочей группы по подготовке решения пленума Верховного Суда. По словам правозащитницы, в высшей судебной инстанции обещают рассмотреть это предложение.