Во Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) прокомментировали привлекший общественное внимание проект президентского указа, вынесенный на одобрение Минтрудом. С января 2024 г. предлагается разрешить получение пособия по уходу (пособия ЛОУ) родителям и опекунам детей-инвалидов и инвалидов I группы с детства, работающим в статусе частично занятых, а не только самозанятым или не работающим и не получающим пенсию.
«Сейчас родителям детей-инвалидов разрешают получать пособие по уходу, работая в статусе самозанятых, – рассказала «Милосердию.ru» председатель Совета ВОРДИ Елена Клочко. – Предлагается дать такую же возможность частично занятым – у них будет идти стаж, накапливаться пенсия.
Хорошо, если новый указ даст семьям дополнительную возможность выбора, вариативность. Многое будет зависеть от того, насколько эффективными окажутся предложенные критерии частичной занятости (работа на условиях неполного рабочего времени; дистанционно (удаленно); на дому; по договорам авторского заказа и ГПХ на выполнение работ и оказание услуг; в статусе ИП или другой частной практики; с налогом на профессиональный доход).
В своей среде мы видим родителей, особенно молодых, которые хотели бы работать, одновременно ухаживая за своими детьми-инвалидами. Выбор между работой и получением ЛОУ побуждал часть таких родителей оставаться дома по уходу за своими детьми, потому что неизвестно еще, что будет на работе, как удастся ее сочетать с уходом, а пособие будут платить гарантированно. Это являлось барьером для включенности семей в жизнь общества, для социализации».
Но правда и в том, что абсолютно не охваченными новыми возможностями остаются, например, родители-пенсионеры, ставшие опекунами своих выросших детей-инвалидов 18+. Об этом, в частности, говорил и председатель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Михаил Терентьев.
Ситуация для таких семей крайне неблагоприятная: они не могут получать пособие, поскольку многие уже получают пенсию по возрасту и лишаются выплаты ЛОУ, которая выплачивается родителям детей-инвалидов трудоспособного возраста. Инвалиды с детства после 18 лет лишаются многих возможностей и мер поддержки, и доход семьи заметно сокращается.
Для этих семей нет выбора, идти ли на работу с частичной занятостью или только получать пособие. Как нет его и в тех семьях, где за инвалидом ухаживают не родители, а другие родственники, например братья или сестры. Да и не для всех профессий есть возможность работать на условиях частичной занятости. И конечно, есть тяжелые инвалиды, уход за которыми не оставляет возможности работать.
Разрешение получать пособие по уходу при частичной занятости не должно означать отказа от его индексации. Устройство на работу для родителей и опекунов инвалидов должно быть свободным выбором, а не вынужденной мерой для выживания.
«Нужна культура трудовых отношений, в рамках которой работодатели будут охотно брать на работу родителей и опекунов, работающих на условиях частичной занятости и одновременно ухаживающих за инвалидами, будут с пониманием относиться к их ситуации, – подчеркивает председатель Совета ВОРДИ. – И в любом случае есть условие, без которого теряют смысл попытки улучшить семьям с инвалидами жизнь, давая возможности работать родителям, – это развитие доступной сопровождаемой дневной занятости для взрослых инвалидов вблизи от дома. Это путь, который уже прошли многие страны, – разгрузить семью, где есть требующий ухода инвалид, включить ее членов в общую систему трудовых отношений, дать им возможности жить и работать, как все».
Ранее в поддержку проекта Минтруда выступили руководитель проекта ОНФ «Регион заботы» Анна Федермессер и президент БОО «Перспективы» Мария Островская. Проект поддержали также в БФ «Солнечный город». Во Всероссийском обществе инвалидов (ВОИ) указали на недостатки проекта, а в общественном движении «Право на уход» потребовали отклонить его.