Активисты сообщества неонатологов намерены в 2021 году добиваться изменения критериев, которые обязывают врачей реанимировать недоношенных младенцев. Об этом во время онлайн-встречи с врачом Элиной Сушкевич после ее оправдания присяжными заявил председатель совета Российского общества неонатологов Олег Ионов. По его словам, процесс по обвинению докторов в смерти младенца вскрыл недостатки законодательства, которые нужно исправить.
«Сейчас ведется обширная дискуссия о критериях живорождения, – напомнил врач. – Мы опять пытались сделать «серую зону» паллиативной помощи. И опять оказывается, что 323-ФЗ (об основах охраны здоровья граждан в РФ – прим.) не дает возможности выделить какую-то «зону»».
По его словам, сейчас возможности медиков отказывать новорожденным в реанимации ограничены, поскольку в одном из подзаконных актов закреплены случаи, когда оказывать реанимационную помощь младенцам не следует.
«А это значит, с юридической точки зрения, что всем остальным – следует. Пока это будет так, сколько бы мы ни писали про эту «серую зону» в 22-23-24 недели – это все будет неправильно», – пояснил Олег Ионов, призвав коллег мобилизоваться, чтобы добиться от власти желательных изменений в законах.
«Я думаю, что в нашей организации мы уже выросли до того, чтобы заниматься и этими вопросами», – подчеркнул он.
«Действительно, дискуссия о критериях живорожденности идет, и положение складывается крайне опасное, – прокомментировала Милосердию.ru заявление Олега Ионова пресс-секретарь Гиппократовского медицинского форума Инна Ямбулатова.
– Например, в сентябре в связи с делом Элины Сушкевич в СМИ выступила неонатолог Елена Кешишян, предложившая, в частности, оставить на усмотрение родителей, будут спасать их ребенка, или нет, и не регистрировать недоношенных детей, пока им не исполнится семь дней – т.е. не признавать такого ребенка человеком.
Мы со своей стороны считаем, что стране крайне необходим закон, который поставил бы точку в вопросе о правосубъектности ребенка до рождения».
По словам представителя Гиппократовского форума, тревогу вызывает появление подобных предложений, и публикаций в СМИ о возможности отказа реанимировать недоношенных детей, – или, как недавно в Новой газете, заболевших ковидной пневмонией стариков, – при том, что эти идеи высказывают медики.
«Мы знаем, что обычно врачей не поощряют публично выступать по различным вопросам в СМИ. И возникает подозрение, что такие высказывания – позиция Минздрава, которую пытаются теперь оформить как мнение общественного большинства, чтобы работать уже в этом контексте: экономия средств на здравоохранении за счет отказа от продления жизни «нежизнеспособным» людям», – заявила Инна Ямбулатова.
«Практически, мы говорим сегодня о тенденции формирования эвтаназийного мышления, – подчеркнула она. – Хотя в Конституции закрепляются традиционные ценности, дети провозглашаются приоритетом государственной политики. А на практике предлагается совсем другое. Очень опасно, когда общество приучают к тому, что слабого и беззащитного можно посчитать недостойным жизни».