Во Всероссийской организации родителей детей-инвалидов оценили утвержденные на днях кабмином единые требования к организации ранней помощи детям и их семьям. В соответствии с этим документом, услуги по ранней помощи будут оказывать реабилитационные организации. Они могут иметь любую организационно-правовую форму, включая НКО. Но при этом такие организации должны «осуществлять деятельность по одному или нескольким основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов».
«С одной стороны, хорошо, что в результате раннюю помощь смогут оказывать учреждения, чью работу регулируют нормативно-правовые акты Минтруда, а не Минздрава или Минпроса, – рассказала «Милосердию.ru» . председатель Совета ВОРДИ Елена Клочко. – Это будет препятствовать существующей отчетности, когда под видом ранней помощи отчитываются по тем услугам, которые к ней не относятся (например, массажи и занятия плаванием для младенцев, раннее выявление для целей кохлеарной имплантации и т.п.). Ранняя помощь понимается в новом документе именно как начальное звено комплексной реабилитации.
С другой стороны – заметна неопределенность в том, какую организацию можно будет назвать «реабилитационной». Например, НКО, оказывающие раннюю помощь – как они должны будут подтверждать этот статус? Им предложат пройти какую-то регистрацию? Или потребуют внести эту деятельность в устав? В сложившейся практике раннюю помощь оказывают и на базе домов ребенка и в ППМС-центрах (центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) – могут ли они получить статус реабилитационной организации?».
Ранее Минтруда и Общероссийские общества инвалидов обсуждали проект документа, по которому организация могла бы вести такую деятельность, просто объявив себя реабилитационной. Но в таком случае непонятно, кто будет верифицировать их работу и методики, а под видом реабилитации могли бы предлагаться практики с недоказанной эффективностью, в том числе и в ранней помощи, указывает эксперт.
«Но в новом, принятом теперь документе говорится о стандарте ранней помощи, который еще предстоит разработать. Это дает надежду, что проблем из-за недоказанных практик не будет. И что удастся четко определить, что такое реабилитационная организация, чтобы этот статус могли получать и НКО», – отмечает Елена Клочко.
Также, по ее словам, важно, что в утвержденных теперь требованиях закреплены принципы оказания ранней помощи вне зависимости от наличия инвалидности. И основанием для нее могут быть не только направления организаций здравоохранения, образования или соцзащиты – но и, например, риск развития ограничений, отклонения в поведении, или опасения самих родителей по поводу угрозы таких отклонений. Это очень хорошие формулировки, позволяющие не затягивать с началом ранней помощи.
«Есть еще в разрабатываемых нормативно-правовых актах указание на возможность оказания услуг ранней помощи в стационарах. Это неверный подход, который будет стремиться к курсовой реабилитации, – отмечает председатель Совета ВОРДИ. – Надеюсь, это удастся исключить, так как ранняя помощь не может ограничиться 21 днем реабилитации, а носит пролонгированный характер».
Результатом ранней помощи по закону должна быть профилактика инвалидизации, а в целом – нормализация жизни ребенка в естественных ситуациях, а не на койке в стационаре, подчеркивает эксперт.