С предложением о такой амнистии на встрече с главой государства выступила правозащитник Ева Меркачева. По ее словам, следовало бы помиловать всех женщин с малолетними детьми, которые осуждены за ненасильственные преступления или подозреваются в них, а также всех женщин, впервые совершивших ненасильственные преступления, если по их делам нет потерпевших, или те не против их освобождения.
Ева Меркачева рассказала о тяжелом положении заключенных-матерей и их детей. Так, по ее словам, если заболевает ребенок, находящийся в доме ребенка при колонии, в больницу его нередко кладут без матери, потому что для сопровождения матери не хватает конвоиров. Она напомнила о недавнем инциденте в Москве, когда доставленную из СИЗО роженицу выписали из роддома через два чеса после родов, разлучив с младенцем.
Также член СПЧ рассказала о сложностях при расследовании дел о пытках заключенных в российских колониях. По ее словам, потерпевшие по последним делам о пытках оказались в итогах в тех же колониях, сотрудников которых обвиняли в преступлениях. В результате многие из них отказались от своих показаний. Расследования по таким делам ведут местные следственные управления, которые могут сами сотрудничать с учреждениями ФСИН, а работники ведомств могут находиться в дружеских отношениях, указала Ева Меркачева.
«Примеры, которые вы привели, убедительные. Думаю, что надо подготовить и принять соответствующие решения, в том числе и по амнистии некоторых категорий женщин», – заявил в ответ Владимир Путин.
Также он предложил рассмотреть возможность перевода в другие учреждения заключенных, заявивших о пытках, и передачи с регионального на более высокий уровень дел о пытках в системе ФСИН.