На портале правовой информации опубликованы обновленные стандарты медицинской помощи – в том числе они касаются помощи при самопроизвольном аборте и неразвивающейся беременности. Новый стандарт вступает в силу с 11 февраля.
Теперь как диагностика, так и лечение при самопроизвольном аборте и неразвивающейся беременности включают в себя только прием врача – акушера-гинеколога, лабораторные (исследование уровня С-реактивного белка и хорионического гонадотропина в сыворотке крови) и патологоанатомические исследования. Регистрация электрокардиограммы больше не проводится и заменена на инструментальные методы исследования (УЗИ плода, матки и придатков).
«Такое снижение количества клинико-лабораторного обследования и отсутствие обязательной консультации смежных специалистов (анестезиолога-реаниматолога, физиотерапевта) позволяет провести более быструю диагностику, но может отрицательно повлиять на ее качество», – считает акушер-гинеколог, перинатальный психолог Ирина Войнова.
Кроме того, в новых стандартах полностью исключено обязательное генетическое исследование ворсин хориона (пренатальный тест, в котором исследуются клетки плаценты. – Ред.). Пациентка может сделать его по собственной инициативе и платно: вопрос в том, насколько она информирована о такой возможности и всегда ли ей готовы выдать биоматериал, говорят врачи.
Но еще большую озабоченность специалистов вызывает отсутствие в новом стандарте немедикаментозных методов профилактики, то есть исключается психологическая помощь женщинам, потерявшим беременность, в условиях стационара.
«Понятно, что сейчас непростые времена и бюджеты пересматриваются. Но ведь оказание помощи при перинатальной потере, в ситуации выкидыша, – это вопрос, напрямую связанный с деторождением. Этот стандарт применяется к людям, которые очень сильно мотивированы стать родителями. Именно им сейчас, с учетом непростой демографической ситуации в стране, важно и нужно уделять особое внимание и усиленную поддержку», – прокомментировала «Милосердию.ru» это нововведение Александра Краус, директор фонда «Свет в руках», который помогает тем, кто столкнулся с репродуктивными трудностями на пути к родительству.
«Нам горько и странно видеть ограничения на получение пациенткой психологической помощи в самый страшный момент ее жизни. Столько лет мы боремся за то, чтобы стандарт оказания психологической поддержки исполнялся на местах – ведь не секрет, что далеко не все родовспомогательные учреждения и больницы укомплектованы штатной единицей психолога. И даже там, где психолог есть, он по факту может присутствовать лишь на бумаге – на четверть, на одну восьмую ставки, никогда не выходя к пациенту для оказания практической помощи. Но у женщин оставался хотя бы шанс при должном уровне информированности потребовать пригласить к ней психолога, а теперь эта надежда исключена», – говорит Краус.
Психолог, проводя консультацию с женщиной после потери, помогает нормализировать ее чувства и переживания, оказывает необходимую поддержку, создает пространство для выражения чувств, рассказывает, с чем она может столкнуться и как поддержать себя. Все это помогает стабилизировать состояние женщины, предотвращает развитие патологического горевания. «А вот травматичный опыт взаимодействия с медработниками может приводить к возникновению многочисленных страхов и тревог перед планированием новой беременности, недоверию к системе здравоохранения в целом», – подчеркивает эксперт.
Поэтому крайне важно, чтобы психологическая помощь оказывалась женщинам сразу после произошедшей потери, резюмирует директор фонда «Свет в руках».