Власти регионов могут получить возможность проводить внеплановые проверки социальных учреждений без согласования с прокуратурой по обращению уполномоченного по правам ребенка (сейчас право инициировать такие проверки есть только у президента и премьер-министра).
В Минэкономразвития, где разработали проект, полагают, что новшество положительно скажется на качестве проверок, так как на местах виднее, что требует контроля. «Проект постановления правительства поможет, когда требуется незамедлительное реагирование контрольных органов для предотвращения возможных нарушений», – рассказал «Известиям» замминистра экономического развития Алексей Херсонцев.
Инициатором части этих поправок была зампред Госдумы Анна Кузнецова.
«Так называемая «регуляторная гильотина» была призвана снизить избыточную административную нагрузку на организации, предприятия, снизить число проверок. Но если для большинства бизнес-структур этот процесс принес пользу, то для социальных, сиротских учреждений, качества работы органов опеки и попечительства этот подход не был точным, мягко говоря, – считает Кузнецова. – Получилось, что, желая сократить бюрократию, фактически свели к нулю контроль за качеством защиты детей, профилактику негативных явлений, за которыми судьбы детей, семей».
Она рассказала, что обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность органов опеки. По итогам этой проверки в 30 регионах было выявлено около 4 тысяч нарушений, возбуждено 13 уголовных дел. Результаты направили в правительство для корректировки мер по защите прав детей-сирот, в том числе для пересмотра подходов к надзорной деятельности за социальными объектами и организациями.
«Решение об определении механизма внеплановых проверок поможет сработать на опережение, не дожидаться беды», – уверена Кузнецова.
Однако с зампредом Госдумы не согласна программный директор благотворительного фонда «Дети наши» Светлана Строганова. По ее мнению, уполномоченный по правам ребенка – это «не тот орган власти, который может фиксировать нарушения, вынося по ним какие-либо решения».
«Уполномоченный по правам ребенка действует по заявительной системе, то есть если существует заявление о нарушении прав несовершеннолетних, он откликается и задействует все возможные органы, это больше общественная история. Внесение в правовое поле полномочий по этой должности требует отдельного юридического решения», – прокомментировала «Милосердию.ru» Светлана Строганова.
К тому же, одна из задач уполномоченного, помимо содействия реализации прав и свобод несовершеннолетних, – это просвещение в сфере их прав и свобод, добавила Строганова: «Мне кажется, было бы правильно, если бы уполномоченные занимались этой просветительской деятельностью и содействием реализации прав и свобод, а не брали на себя функции прокуратуры».
Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская отметила, что сейчас региональные уполномоченные по правам ребенка могут приходить с собственными проверками в детские дома и другие учреждения, если получат информацию о неблагоприятной ситуации в них. Она опасается, что если в законодательстве появится пункт о том, что федеральный уполномоченный по правам ребенка может обращаться за внеплановыми проверками к надзорным органам, то на местах могут интерпретировать это по-своему, ограничив возможности региональных детских омбудсменов оперативно начать свои проверки.