Роструд совместно с Роспотребнадзором и Росздравнадзором по поручению вице-премьера РФ Татьяны Голиковой провел проверку всех психоневрологических интернатов в стране.
В 80% учреждений были выявлены нарушения, сообщила заместитель руководителя Роспотребнадзора Ирина Брагина, выступая на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Большая часть нарушений связана с несоблюдением санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режима – речь идет об уборках и дезинфекции.
Другие нарушения, по данным Роспотребнадзора, связаны с организацией питания, хранением пищевых продуктов, работой медицинских кабинетов, условиями проживания. Например, одна спальня может быть предназначена для 20 человек. В Ульяновской и Архангельской областях по результатам проверки даже были приняты решения о приостановке деятельности ПНИ.
Многие здания психоневрологических интернатов требуют капитального ремонта, практически все – косметического, сказала Ирина Брагина.
По данным Роструда, клиенты ПНИ в основном проживают в комнатах по 5-7 человек, один санитарный узел в среднем рассчитан на 16 клиентов. Такие условия продиктованы СНиП (строительные нормы и правила), отметил руководитель ведомства Всеволод Вуколов.
Достаточно большое количество учреждений (они есть в 13 регионах) не имеют канализации и горячего водоснабжения. В некоторых есть нарушения с обеспечением клиентов одеждой, с соблюдением гигиенических норм и т.п.
Оставляет желать лучшего организация индивидуального пространства для каждого жителя ПНИ. Не хватает стульев, тумбочек, ширм. Столовая имеется в 95% учреждений, библиотека – в 84%, спортивный зал – в 46%, помещение для психологической разгрузки – в 50%. Пространство для предоставления социальных услуг в большинстве случаев отсутствует, отметил Всеволод Вуколов.
На одного сотрудника ПНИ в дневную смену приходится 12 клиентов, в ночную – 16. В 27 субъектах РФ в штатном расписании психоневрологических интернатов отсутствуют психологи и специалисты по социальной работе. В целом, укомплектованность учреждений специалистами составляет 75-80%, сообщил глава Роструда.
Многие недостатки в работе психоневрологических интернатов связаны с тем, что она регулируется устаревшими документами, разработанными в 60-х годах прошлого века. Требования, связанные с социализацией и индивидуальным подходом к клиентам, в них просто отсутствуют.
Вследствие этого граждане, проживающие в ПНИ, не готовятся к самостоятельной жизни. Только 3,5 тысячи из них официально трудоустроены, из них 719 человек недееспособны или ограниченно дееспособны. Документ о среднем образовании имеют около 15 тысяч клиентов интернатов, о среднем профессиональном образовании – 8 тысяч, о высшем образовании – 2 тысячи.
Всеволод Вуколов указал также на закрытость ПНИ, куда не всегда могут попасть даже родственники клиентов и волонтеры, на ненадлежащее и несвоевременное оказание медицинской помощи в ряде учреждений, а также на нерегулярность переосвидетельствования людей с ментальными нарушениями.
Роструд предлагает выбрать пилотный регион и отработать в нем новые стандарты работы, в том числе «движение в сторону сопровождаемого проживания». Кроме того, нужно «модернизировать» устаревшие нормативные акты, отметил глава ведомства.
Руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко, выступая на заседании Совета, указал на такие проблемы, как необеспеченность психоневрологических интернатов лекарственными препаратами, недостаточную оснащенность медицинскими изделиями, несоблюдение порядков оказания медицинской помощи. В ПНИ, расположенных далеко от крупных городов, диспансеризация зачастую проводится в неполном объеме или даже не проводится по несколько лет.
Регионы России должны разработать дорожные карты по исправлению нарушений в психоневрологических интернатах, которые были выявлены по результатам проверок, заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.
Ранее заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова поручила Роструду, Росздравнадзору и Роспотребнадзору провести «проверки деятельности психоневрологических интернатов и соблюдения ими прав граждан при оказании социальных услуг».