О судьбе ребенка, в которую могут неосмотрительно вмешаться государственные органы, рассказала в Facebook президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская:
«Есть семья – папа, его дочка и бабушка, мама к сожалению умерла, когда девочка была еще совсем маленькой. И у папы и у бабушки есть заболевание, одна из форм атаксии, внешне это похоже на что-то вроде ДЦП, с нарушенной координацией движения и немного речи», – пишет Елена Альшанская.
Родственники интеллектуально сохранны, их особенности не мешают им заботиться о ребенке, девочка ходит в детский сад. Однако после смерти матери вторая бабушка всячески пытается отобрать ребенка у отца на основании того, что у него есть диагноз.
По словам Елены Альшанской, родственникам даже удалось ограничить отца в правах – суд вынес беспрецедентное решение, без обследования, и на основании справки от терапевта пятилетней давности (хотя, в целом, терапевты не могут ставить неврологические диагнозы).
После этого в ситуацию вмешались сотрудники фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», которым удалось помочь бабушке оформить предварительную опеку. Однако сейчас прокуратура требует снять опеку с родственницы. Есть риск, что ребенок после этого попадет в приют.
«Мы сходили с папой к неврологу и к психиатру, которые дали свои заключение о том, что никаких серьезных нарушений когнитивной сферы у папы нет, – пишет Елена Альшанская.
– Мы пообщались и с теми, и с другими родственниками. Мы довольно плотно сопровождаем семью сейчас и внимательно наблюдали за тем, как папа с бабушкой справляются с уходом, и как взаимодействуют с ребенком. Девочка привязана к папе и бабушке, они занимаются с ней, заботятся о ней. Все их ограничения, которые объективно есть, не мешают им это делать».
Причиной, по которой родня матери настаивает на том, что ребенок не может воспитываться в семье отца, Елена Альшанская считает существующее в российском обществе предубеждение против инвалидов.
«У нас до сих пор в обществе к родителям с инвалидностью относятся так, как относятся, – пишет она. – И вместо помощи, раз они не такие, как все, считают их недостойными родительства над собственным ребенком».
Президент фонда призвала предать ситуацию максимальной огласке.
По просьбе «Милосердия» ситуацию прокомментировала председатель общественного совета общества поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «Катюша», член Общественной палаты Москвы и московского штаба ОНФ Наталья Присецкая:
«По тем данным, что изложены у Елены Альшанской, ситуация представляется вопиющей. Налицо нарушение прав ребенка. Непонятно, на основании чего действует прокуратура – ведь прокуратура у нас не работает «по жалобам», а опирается на законы.
В практике нашего фонда был аналогичный случай, когда маме-колясочнице в Санкт-Петербурге не отдали ребенка из роддома. Нам тогда потребовалось 8 месяцев, чтобы оформить опеку на бабушку. Но в том случае органы опеки насторожило то, что в графе «отец» в документах ребенка стоял прочерк.
К сожалению, в изложенной истории не хватает важных данных – например, непонятно, как давно было вынесено определение прокуратуры, и когда оно вступает в силу. Единственный выход, который представляется возможным, – получить как можно больше информации о данной ситуации – в каком городе это происходит – и тогда вмешиваться на городском, региональном и федеральном уровне» .
«Главное, о чем мы все должны помнить, – эта ситуация может крайне негативно отразиться на девочке. Главное, чтобы были соблюдены ее права и она осталась в любящей и заботящейся о ней семье», – подчеркивает активист.