Проект «СоцЧейн», или «Карта лидеров изменений в социальной сфере», был представлен в Москве 12 ноября. Это результат исследования, проведенного Центром содействия инновациям в обществе «СОЛь», Благотворительным фондом «Друзья» и Московской школой управления «Сколково».
В исследовании учитывались данные по 1489 социально-ориентированным проектам из 65 регионов. Его целью было познакомиться с лучшими практиками в сфере благотворительности, понять, как устроено это сообщество, и как помочь ему в развитии.
Авторы исследования использовали так называемый метод «снежного кома». Информация для анализа собиралась в ходе интервью.
Первые 79 опрошенных были рекомендованы «сборной командой» из сотрудников ЦСИО «СОЛь», фонда «Друзья» и МШУ «Сколково». Они порекомендовали других лидеров социальных изменений, которые, в свою очередь, назвали следующих кандидатов. Таким образом круг интервьюируемых расширялся.
Всего было опрошено 350 человек из 31 региона, использовались интервью 333 из них. Из исследования исключались те люди и проекты, которых в дальнейшем никто не рекомендовал. Каждое интервью продолжалось от полутора до двух часов.
Все рекомендации были «субъективными и спонтанными». Они не обеспечивают репрезентативной выборки, но позволяют расширить представление о сообществе, пишут авторы исследования.
Кто такие лидеры
Что такое лидер, также определялось в ходе интервью. Большинство опрошенных считали, что лидер – человек действия. Другие качества, которые были необходимы для того, чтобы быть отмеченным на карте, – умение объединять людей, строить партнерство, смотреть «на несколько шагов вперед».
«Лидеры социальных изменений — это неравнодушные и деятельные люди, которые профессионально меняют социальную среду и заполняют ниши отсутствующих пока институтов», – резюмируют авторы исследования.
На карте отмечены, в частности, руководитель Православной службы помощи «Милосердие» епископ Пантелеимон (Аркадий Шатов), главный редактор интернет-портала «Милосердие.ru» Юлия Данилова, директор Свято-Софийского социального дома Светлана Бабинцева, заместитель главного редактора интернет-портала «Милосердие.ru» Егор Отрощенко.
Изменения в социальной сфере оценивались по различным параметрам и выстраивались по шкале, первая ступень которой – «произведенные действия», седьмая и последняя – «новая жизнь общества». Среди промежуточных этапов были «удовлетворенность целевой группы», «новая жизнь целевой группы» и т.п.
В ходе исследования выяснилось, что 54% лидеров — это женщины, их средний возраст – 43 года. В Европе большинство лидеров социальных изменений — мужчины, и они немного старше, отметила исполнительный директор ЦСИО «СОЛь» Жюльнар Асфари.
Согласно карте, больше всего лидеров в Москве и Санкт-Петербурге, довольно много их в Дальневосточном федеральном округе. Зато в Южном федеральном округе они практически не представлены. Возможно, это связано с особенностями методики: 60% опрошенных рекомендовали московские проекты.
Большинство проектов, представленных на карте (60%) – это негосударственные некоммерческие организации, есть некоммерческие бюджетные организации, но есть и те (20%), кто существует в форме коммерческой структуры или ИП.
«В мире колоссальными темпами растет запрос на социальное предпринимательство — проекты, которые оставляют след в долгосрочной перспективе, формируют среду и вовлекают общество. Только так можно реально менять мир» – отметил по этому поводу Рубен Варданян, основатель Центра управления благосостоянием и филантропии МШУ «Сколково».
НКО действуют разрозненно
Авторы исследования расспрашивали лидеров об их мотивации, препятствиях и вызовах, которые стоят перед ними, и том, что могло бы помочь справиться с этими вызовами. Изучались также ресурсы, на которые опирается проект, отношение сотрудников благотворительных организаций к своей работе и т.п.
Ответы на вопросы тегировались, было создано около 8 тысяч тегов, где тег – предельно простая формулировка мысли, которую высказал тот или иной респондент. Затем связи между тегами анализировались.
В процессе создания карты были сделаны выводы, в частности, следующие:
• большинство проектов борется не с причинами проблем, а с их следствием;
•лидеры не выходят с законодательными инициативами, они видят в государстве только источник финансовой поддержки;
• лидеры открыты всему новому, нацелены на получение дополнительной информации, на обучение, готовы обращаться за экспертизой;
• успешная и эффективная работа в командах и партнерстве возможна, если есть общая миссия и доверие друг к другу, однако пока что большинство лидеров действуют разрозненно, а в секторе царит недоверие.
Наиболее обособленно выглядит группа проектов, связанных с экологией. Никто не рекомендует также проекты, связанные с беженцами, миграцией, этническими и гендерными проблемами. Это отличает Россию от европейских стран, отметила Жюльнар Асфари.
Еще одно наблюдение, которым поделились авторы исследования, – большинство лидеров занимаются своей деятельностью потому, что воспринимают социальные проблемы как собственные и хотят улучшить среду, в которой живут.
Руководители НКО смогут получить профессиональное образование
Один из вызовов, с которыми сталкивается благотворительное сообщество, – отсутствие программ для профессионального образования, отметил Гор Нахапетян, соучредитель и член правления Благотворительного фонда «Друзья».
«На 220 тысяч НКО в России практически нет ни одного учебного заведения, где бы этому учили», – сказал он, подводя итоги проекта «СоцЧейн» на конференции, проходившей в ТАСС. Между тем в США этому учат в 47 университетах, добавил он.
«Мы с Высшей школой экономики создали первый образовательный курс по управлению НКО, который стартует 27 ноября», – сообщил Гор Нахапетян.
Конкурс для поступления – уже восемь человек на место. Пятнадцать абитуриентов получат грант на обучение, остальные будут учиться платно.
В дальнейшем планируется добиться внесения такой профессии, как руководитель НКО, в общероссийский классификатор специальностей, добавил Гор Нахапетян.
Обучение не только повысит профессионализм сотрудников благотворительных организаций, но и позволит им познакомиться, наладить связи, начать работу над совместными проектами, считает соучредитель БФ «Друзья».