Комплекс предложений по адаптации детей-сирот в школах разработают в аппарате уполномоченного президента России по правам ребенка. Причиной стало обращение к детскому омбудсмену со стороны благотворительных фондов: проведенное ими исследование показало, что приемные дети и их семьи испытывают существенные проблемы при вхождении ребенка в школьную среду.
«Мы обязательно рассмотрим эту проблему на общественном совете при уполномоченном в ближайшее время и выработаем комплекс предложений по адаптации детей-сирот в общеобразовательных учреждениях. Это очень важная тема, потому что сегодня наблюдается рост семейного устройства детей-сирот, приемных семей становится больше, вместе с тем, они сталкиваются с проблемами», – передает слова Анны Кузнецовой ТАСС.
«Вместо помощи они иногда слышат от учителей: «Что вы от него хотите – он же детдомовский! Он никогда не догонит нашу программу! Переведите вашего ребенка в другую школу!».
Конечно, это вопрос внутренней культуры учителя и вообще человека, потому что предвзятое отношение может встретиться и со стороны родителей других детей. Наша общая задача – создать комфортную среду для приемных семей, изменить отношение к детям-сиротам», – заявила уполномоченный по правам ребенка.
По ее словам, для решения проблемы необходимы меры системного характера. «Не только законодательные изменения, но и программы повышения квалификации педагогов, формирование среды принятия ребенка таким, каков он есть. Большой опыт в этом вопросе накоплен сегодня, в том числе, и у НКО.
Семья с приемными детьми становится нормой. Но нам нужно смотреть немного вперед: большинство оставшихся в федеральном банке данных сирот – это как раз подростки, многие из которых сталкивались с жестоким обращением в семье, имеют непростой опыт жизни в сиротских учреждениях. Школы должны быть готовы принять таких детей и помочь им адаптироваться», — подчеркнула Анна Кузнецова.
«Согласно результатам исследования, сложности у приемных детей и их родителей возникают ещё в момент поступления в школу (19%).
Лишь в 16% случаев приемные дети справляются со школьной программой самостоятельно, всем остальным необходима помощь, но при этом в 76% случаев школа свою помощь не предлагает совсем.
24% респондентов сообщили, что им предложили помощь – чаще всего это дополнительные занятия, факультативы и кружки (как платные, так и бесплатные). Также, 36% приемных родителей рассказывают о проблемах с учителями, 33% – с одноклассниками, 10% – с руководством школы. Учителя и руководство школы в 32% случаев стараются решить ситуацию, действуя в интересах приемного ребенка, в 29% – в своих интересах.
10% родителей рассказали, что педагоги лишь усугубляют конфликты, а 11% – что просто не вмешиваются в ситуацию», – рассказали организаторы опроса, отметив, что органы опеки и попечительства чаще всего не оказывают эффективной помощи в проблемных ситуациях.
По мнению участвовавших в опросе приемных родителей, улучшить положение приемных детей в школе может повышение компетентности педагогов и школьных психологов путем соответствующего обучения, введение в штат школ психологов и логопедов, готовых работать с усыновленными детьми, организация для таких детей бесплатных дополнительных занятий, обеспечение индивидуального подхода к каждому школьнику.
«Задача государства и общества – сделать так, чтобы для детей-сирот нашлась семья, в этом направлении ведется активная работа. Но если мы не обеспечим инфраструктурную поддержку замещающих семей, то поставим под удар многие достижения последних лет.
Любая семья нуждается в поддержке со стороны школы, а родители, принявшие в семью детей из системы государственных учреждений, нуждаются в помощи школы и педагогов особенно», – рассказала директор фонда «Измени одну жизнь» Юлия Юдина.
«Известно, что приемные дети имеют тяжелый опыт, связанный с жизнью в неблагополучной родной семье и детских учреждениях. В результате дети имеют серьезные трудности в обучении и усвоении школьной программы, проблемы с поведением.
К сожалению, как показывает опрос, педагогический коллектив часто равнодушен к проблемам этих детей, не уделяя им должного внимания. Вместо этого мишенью становятся приемные родители: ведь школа требует исправить «своих» детей.
В результате дети теряют мотивацию к учебе, их поведение ухудшается, ситуация сказывается и на внутрисемейных отношениях, провоцирует возвраты детей в систему государственных учреждений. Получается замкнутый круг», – заявила директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства Александра Марова.
«Мы надеемся, что наша инициатива будет способствовать изменению безрадостной ситуации, которая сложилась в системе образования и от которой страдают самые беззащитные – дети», – подчеркнула она.