В Екатеринбурге стартовал амбициозный проект, цель которого – изменения в деятельности печально известного интерната для умственно отсталых детей на улице Ляпустина, где неоднократно происходили ЧП, в том числе – приводившие к тяжелым последствиям для воспитанников. Привести работу ДДИ в соответствие с принципами реформы детдомов помогут некоммерческие организации.
Благотворительный проект «Невидимые дети», который реализует некоммерческая организация «Семья детям» при содействии Фонда «КАФ» (признан в РФ иноагентом), был представлен 25 апреля. По словам организаторов, он направлен «на проведение комплексной работы по поддержке «Екатеринбургского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей» (ЕДДИ) в рамках реализации реформы российских детских домов», утвержденной правительственным постановлением № 481. В соответствии с ним, детские дома преобразуются в центры содействия семейному устройству и воспитанию.
«В настоящее время в Екатеринбургском детском доме проживает 218 детей. Причина, по которой они попали в учреждение, – их инвалидность. В учреждении также есть отделение «Милосердие», где оказывается паллиативная помощь лежачим детям.
Учитывая особенности детского дома и цели реформирования у «Семьи детям» есть задача помочь детскому дому изменить внутреннюю структуру работы учреждения с обеспечения ухода за детьми в сторону устройства их в приемные семьи и восстановлении их кровнородственных связей, оказания качественной поддержки приемным и кровным семьям», – рассказала директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова.
Для перевода работы учреждения в новый формат НКО планируют провести с его работниками курс семинаров-тренингов по теме «Травма привязанности» «Семейное устройство детей с ограниченными возможностями здоровья», и «Кейс-менеджмент (работа со случаем)». «Эти семинары позволят сотрудникам ЕДДИ эффективнее работать с приемными родителями и кровными родственниками детей и восстанавливать кровнородственные связи», – рассказали организаторы.
С сотрудниками ДДИ будет проведен и курс психотерапевтических семинаров-тренингов по профилактике профессионального и эмоционального. «Дело в том, что из-за реформы сотрудники учреждений пребывают в тревоге. Поэтому важно создать благоприятный климат для работы, преодолеть синдром выгорания, сформировать готовность к изменениям, которые неизбежны. Также данная работа служит предотвращением несчастных случаев с детьми» – пояснила глава благотворительной организации.
«В рамках проекта будет важным трансформировать существующую стандартную программу Школы приемных родителей в ЕДДИ, в школу, которая будет отвечать особенностям работы с родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение позволит специалистам осуществлять качественную подготовку родителей к принятию ребенка в семью.
Помимо школы приемных родителей в работу учреждения будет внедрена служба сопровождения», – рассказали организаторы. По их словам, доступность регулярной поддержки поможет снизить число вторичных отказов от взятых в семью детей.
«В процессе реализации проекта будут проводиться регулярные супервизии для специалистов учреждений с целью разбора трудных случаев в работе и мотивирования на изменения в работе в рамках реформы», – сообщили в АНО «Семья детям».
Проект «Невидимые дети» стал частью общероссийской программы «Семья для ребенка», которую реализует Благотворительный фонд «КАФ. Согласно плану, после двух лет работы в Екатеринбургском ДДИ 20 его воспитанников будут устроены в приемные семьи, 7 детей будут интегрированы в кровную семью, еще 10 восстановят общение с родными. Количество детей, которых сдают в это учреждение родители, планируется сократить на 10%. По замыслу организаторов, обучение персонала и передача знаний позволят сохранить позитивные изменения в работе интерната и после завершения проекта «Невидимые дети».
«Это верное решение, – рассказала порталу Милосердие.ru директор БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам Елена Альшанская. – Очень часто проблемы в детских домах, в том числе неправильное и жестокое отношение к детям, связаны не с тем, что туда взяли на работу каких-то садистов – а с тем, что сотрудники не очень понимают, как им справиться с воспитанниками.
Эти дети живут без семьи, часто — после расставания с родителями, травмирующих ситуаций, насилия. Они заперты в органиченном пространстве, фактически в условияях казармы. Хотя закон уже требует устройства по семейному типу, в детских домах-интернатах для детей с нарушениями это практически нигде не реализовано.
В таких условиях у детей, конечно, возникает и проявляется агрессия. И это порождает большое количество ситуаций, с которыми действительно трудно справиться. Часто работники ДДИ не очень понимают потребности воспитанников, их состояние, причины их поведения, и, не имея адекватных инструментов помощи детям, не до конца понимая, что им может помочь в итоге начинают считать, что это дети такие -неправильные, испорченные, или лишенные человеческих потребностей.
В итоге сотрудники становятся не чувствительными к проблемам детей, становятся циничными. Они находятся в ловушке, где у них нет адекватных инструментов, чтобы решить какую-то проблему. Это зачастую результат неправильных условий, отсутствия знаний и эмоционального выгорания.
Эта ситуация должна измениться — конечно же, не только через обучение персонала учреждений. Но обучение необходимо. Чтобы изменения состоялись, работники детских учреждений должны стать более квалифицированными, информированными, понимать потребности детей, уметь быть с ними рядом без насилия.
Такой опыт уже есть. В Москве наша организация уже много лет обучает сотрудников детских домов и домов ребенка, последние пару лет к этому подключился и фонд «Благосфера». В Петербурге такую работу ведет организация «Перспектива», «Петербургские родители», есть примеры и в других регионах. Конечно, эта практика будет распространяться.
Важно, чтобы и условия жизни в ДДИ менялись изнутри, чтобы изменялось устройство быта ребенка и взрослых в учреждении. Чтобы оно и правда было устроено по типу мини-квартир, с постоянными, а не сменяющими друг друга взрослыми, с реабилитацией. с работой над тем, чтобы ребенок вернулся домой или устроился в новую семью.
Важно, как долго ребенок там находится, как ему это объясняют. Очень часто бывает, что с ребенком вообще не говорят о том, как он попал в детдом, что будет с ним дальше.
– Реально ли мотивировать людей на то, чтобы брать в семьи тяжелых инвалидов, к тому же — после травмирующего опыта, полученного в учреждении? Как добиться этого в регионе, где нет московских выплат?
– Абсолютно реально. Если нормально готовить приемных родителей, то среди них находятся люди, готовые брать «тяжелых» детей. Нашему фонду удалось устроить в семьи более 300 детей с тяжелыми диагнозами, в том числе и лежачих. Есть люди, которые готовы брать детей с разным состоянием здоровья, видят в этом свою миссию, и имеют необходимые ресурсы.
Важно верно сориентировать таких людей. И в первую очередь, я считаю, необходимо работать с кровными родителями, чтобы побудить их забрать детей из интерната домой».
ОП просит проверить сведения об истощенном ребенке в интернате
ОП просит проверить сведения об истощенном ребенке в интернате
СК: возбуждено дело об истязании умственно отсталых детей в интернате