Новые клинические рекомендации по оказанию помощи детям с расстройствами аутистического спектра утверждены Минздравом РФ. Документ был подготовлен Ассоциацией психиатров и психологов за научно обоснованную практику при участии представителей Ассоциации «Аутизм – Регионы» и при поддержке фонда «Выход».
«Применение рекомендаций, направленных на повышение качества помощи детям с РАС, станет обязательным с 2022 года, но медицинские организации начнут знакомить специалистов с новыми положениями и проводить образовательные мероприятия уже сейчас», – рассказали в министерстве.
«Проект основан на самых современных мировых исследованиях с высоким уровнем доказательности — а это значит, что с его принятием у семей детей с РАС в каждом регионе России появится возможность получать качественную помощь, основанную на научном знании», – заявили в фонде «Выход».
«В коллектив разработчиков рекомендаций вошли родители детей с аутизмом – Евгений Бондарь и Евгения Лебедева, руководители дивизиона «Наука» Ассоциации «Аутизм-Регионы». Разработчики клинических рекомендаций проанализировали массив доступных научных данных и на основе принципов доказательной медицины отобрали все безопасные и эффективные диагностические, лечебные и коррекционные вмешательства, которые рекомендованы к использованию в медицинской помощи людям с РАС», – отметили в ассоциации «Аутизм – регионы».
«Мы, родители и близкие людей с аутизмом, надеемся, что с 2022 года, когда клинические рекомендации станут основой для оказания медицинской помощи в России, ни один врач не сможет рекомендовать ребенку с аутизмом вредные, бесполезные или просто непроверенные методы лечения и абилитации. Мы также надеемся, что в ближайшее время начнется диалог между медициной и педагогикой, поскольку психолого-педагогические методы в настоящий момент являются основой помощи людям с РАС», – подчеркнули представители ассоциации.
«На мой взгляд, это очень важное событие и очень яркое достижение коллег, – прокомментировала принятие клинических рекомендаций Милосердию.ru президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень.
– Во-первых, это невероятно сложная работа, во-вторых, документ действительно очень качественный. А на фоне того, что мы имели или рисковали получить в качестве новых клинических рекомендаций – это просто серьезный прорыв.
Безусловно, в любом документе можно найти огрехи. Безусловно, этот документ не покрывает всего комплекса необходимой медицинской помощи людям с РАС. Но на данный момент принципиально другое – передовая позиция, которую мы озвучивали 10 лет назад и она звучала как глас вопиющего в пустыне, зафиксирована в нормативе Минздрава.
Принятые клинические рекомендации, правда, начнут действовать с 2022 года, а построены они на МКБ-10 (к 2022-му году должна быть внедрена МКБ-11), но думаю, это технический вопрос. А вот нетехнический заключается сейчас в том, как смогут данные клинические рекомендации изменить поведение психиатров (предназначены КР именно для них).
Как теоретик я действительно в восхищении от этого результата, а как практик, который внедряет, например, то, что много лет официально записано в Законе об образовании, я знаю, какая бездна между буквой регламента и правоприменением. Имплементация – отдельная комплексная и высокотехнологичная работа».
«Однако в любом случае, из-под старорежимных психиатрических бонз надо «выбивать табуретки», с которых они вещают и навязывают антинаучную картину мира. И одна из таких опорных «табуреток» выдернута принятием прогрессивных клинических рекомендаций. И мы все благодарны нашим коллегам, которые создавали этот документ и боролись за него», – подчеркнула руководитель ЦПА.