Врачи в Самаре впервые в России добились судебного решения о принудительном лечении ВИЧ-инфицированного ребенка.
«Мать ВИЧ-инфицированного малолетнего ребенка, вопреки рекомендациям врача, отказывалась от наблюдения ребенка у врачей и его лечения. Суд в Самаре по иску Минздрава и прокуратуры региона обязал мать обеспечить лечение ребенка. Это первый в России подобный случай совместной судебной победы врачей и правоохранителей», – сообщили ТАСС в пресс-службе Самарского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД.
«Все подобные ситуации с отказом от лечения заканчиваются одинаково – смертью ребенка. Если не отказываться от лечения, у ребенка есть шанс прожить нормальную продолжительную жизнь», – подчеркнули в СПИД-центре.
«К сожалению, увеличивается количество женщин, которые отказываются от наблюдения по поводу ВИЧ-инфекции и от назначения химиопрофилактики ребенку. У нас был один диагноз выставлен в 2016 году и один — уже в 2017 году. По таким ситуациям, когда мамы игнорируют интересы своего ребенка, мы подаем информацию в правоохранительные органы для привлечения [женщин] к уголовной ответственности за оставление детей в угрозе заражения», — рассказал журналистам заместитель главврача пензенского областного клинического центра специализированных видов медпомощи Сергей Олейник.
В июле этого года прокуратура Тюменской области вынесла обвинительное заключение по уголовному делу ВИЧ-диссидентки, из-за которой умерла ее дочь. Сообщалось, что ВИЧ-инфицированная мать «не лечилась сама и категорически отказывалась от лечения дочки, полагая, что ВИЧ-инфекции не существует». Впрочем, дело было прекращено в связи с примирением сторон — соглашение об этом было достигнуто с отцом ребенка, выступавшим в качестве потерпевшего.
Были прецеденты ограничения «ВИЧ-диссидентов» в родительских правах.
В 2016 году правительство утвердило Государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. В числе разнообразных мер, предусмотренных Стратегией — расширение возможности проверки на ВИЧ-инфекцию для различных групп населения; создание федерального регистра ВИЧ-инфицированных; снижение цен на антиретровирусные препараты; расширение медицинского сопровождения инфицированных, меры соцподдержки; создание системы паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным; программы индивидуального сопровождения ВИЧ-позитивных беременных; обеспечение всех детей, зараженных вирусом, необходимой антиретровирусной терапией, и создание условий для регулярного приема ими антиретровирусных лекарственных препаратов на протяжении жизни.
План мероприятий по реализации этой стратегии предусматривает, в частности, принятие федерального закона против так называемых «ВИЧ-диссидентов» к третьему кварталу 2018 г. В документе будут предусмотрены поправки к законодательству «в части установления запрета на распространение информации, призывающей к отказу от медосвидетельствования для выявления и лечения ВИЧ, и мер ответственности за ее распространение».
«ВИЧ-диссиденты убеждают родителей, что вирус не несет никакой опасности, и тем самым делают их заложниками своих псевдонаучных представлений», — сказала ранее в интервью «Парламентской газете» одна из авторов инициативы, зампред думского Комитета по вопросам семьи Оксана Пушкина. «Если врачи убеждены в угрозе ВИЧ-инфекции, пропаганда, отрицающая ее, должна пресекаться законом. Ведь это мракобесие может стоить жизни конкретным детям», — считает она.