В Зеленограде полицейские провели обыск в квартире супругов Михаила и Светланы Дель, у которых ранее были отобраны опекой восемь приемных и двое усыновленных детей. Об этом сообщил адвокат семьи Иван Павлов.
«Изъяты компьютер, несколько флешек, документы на квартиру и… целых два ремня от детских штанов», – написал он в своем Facebook.
Ранее сообщалось о возбуждении в отношении главы семьи уголовного дела по статье 116 УК РФ (побои). По словам представителей московского департамента соцзащиты и органов опеки, подтвержденным представителями независимой рабочей группы, беседовавшими с детьми, подопечные Михаила и Светланы Дель сообщили о применении к ним силы со стороны приемного отца, многие заявили о нежелании возвращаться в семью. В свою очередь, приемные родители отвергают подобные обвинения.
Уголовная ответственность за действия, причинившие боль, но не нанесшие вреда здоровью потерпевших (побои) летом 2016 года была заменена административной для лиц, совершивших такие действия в первый раз в течение года.
Однако, при этом такие же действия, совершенные в отношении близких родственников, или находящихся под опекой виновника лиц, были выделены и перенесены в ту же категорию, что и побои из хулиганских или экстремистских побуждений, которые могут быть наказаны лишением свободы на срок до двух лет.
Эти нововведения, получившие название «закон о шлепках», вызвали озабоченность и резкую критику со стороны ряда общественных организаций, начавших кампанию за их отмену. 25 января этого года соответствующий законопроект, разработанный их представителями и сенатором Еленой Мизулиной, был одобрен Государственной думой во втором чтении.
Однако, по мнению ряда критиков, сама по себе отмена более строгого наказания за причинение физической боли родственникам или подопечным не помешает органам опеки рассматривать физические наказания родных или приемных детей как нарушение их прав, и вмешиваться в жизнь семей, где такие наказания практикуются, в том числе – изымать детей.
10 детей, воспитывавшихся в семье Дель, были изъяты сотрудниками органов опеки и полицейскими 10 января. По их словам, один из детей, на теле которого были обнаружены повреждения, сообщил, что был наказан отцом. Еще троим детям (двоим усыновленным и одному кровному) удалось уклониться от изъятия. К настоящему времени двое других усыновленных детей возвращены в семью.
Позднее СМИ со ссылкой на сотрудников опеки сообщали о вскрывшихся при изъятии детей недопустимо тяжелых условиях их пребывания в приемной семье. В то же время опубликованные приемной матерью фотографии свидетельствовали о благополучной жизни детей.
Также СМИ и представители административных структур неоднократно упоминали о возбуждении уголовного дела в отношении приемного отца, Михаила Деля. О начале расследования по подозрению в халатности сотрудников опеки, ранее проверявших семью и не отметивших нарушений, сообщили в московском следственном управлении СКР. В свою очередь, от имени приемных родителей, отрицающих эти обвинения, подан иск с требованием признать незаконными действия органов опеки по отобранию детей.
18 января глава департамента соцзащиты Москвы Владимир Петросян заявил о расторжении договора о приемной семье с супругами Дель, объяснив это тем, что «все дети подтвердили, что их папа бьёт, они его боятся». Этому предшествовала встреча изъятых из семьи детей с представителями аппарата детского омбудсмена, специалистами профильных НКО, общественными активистами и независимыми психологами.
По словам уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой, к тому моменту вопрос о возвращении детей в семью был уже решен, однако беседа с ними членов рабочей группы заставила изменить это решение.