Президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова проведет цикл бесед для «третьего возраста (55+)» «Голоса воображаемого музея Андре Мальро».
Беседы состоятся 15 и 29 марта, а также 12 и 26 апреля 2017 г. в Центре эстетического воспитания «Мусейон». Билеты на них будут продаваться только при предъявлении пенсионного удостоверения.
С 1 декабря 2016 г. по 12 февраля 2017 г. в музее проходила выставка «Голоса воображаемого музея Андре Мальро». На ней были представлены более 200 произведений из собраний Лувра (Париж), Прадо (Мадрид), Эрмитажа (Санкт-Петербург), Египетского музея (Берлин), Музея изобразительных искусств (Будапешт), Национального музея восточных искусств – Гиме (Париж) и др.
Экспозиция включала несколько разделов, организованных по биографическому и хронологическому признаку и отражающих философско-культурологическую концепцию Андре Мальро: «Многоликая древность», «От сакрального к идеальному», «От идеального к реальному», «На пути к модернизму».
Эссе Андре Мальро «Воображаемый музей» было опубликовано в 1947 году. Построить на основе сформулированных в нем идей реальную экспозицию ранее не пробовал никто, отметила Ирина Антонова. По ее словам, выставка стала «одной из самых крупных и особенных» в музее.
«В соответствии со своей философией, Андре Мальро ищет закономерные соответствия в структуре, пространственных соотношениях и других свойствах произведений, скажем, изображения руки буддийского бодхисаттвы и аналогичной детали – руки святого на картине итальянского художника. Первые очаги творческой активности в истории людей, то есть Древний Восток (Междуречье и Египет), по типу своей созидательной силы находят созвучия в скульптуре Мезоамерики, включая инков и ацтеков. Африканская пластика и оформление масок, оружия и бытовых предметов легко смыкаются с китайскими культовыми вещами доконфуцианского периода. Индийская пластика созвучна с пластикой европейского барокко. Эти созвучия были понятны и значимы для Мальро», – говорится на сайте ГМИИ им. Пушкина.
«Он сумел войти в мировую историю искусства, оценить каждый его этап, оценить все связи, какие-то диалоги, которые существуют между художниками разных поколений», – подчеркнула Ирина Антонова.