Минпромторг вынес на общественное обсуждение проект правительственного постановления, устанавливающего фактический запрет на закупки за рубежом для государственных и муниципальных клиник ряда медицинских изделий, включая аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Ранее такое предложение уже не раз было отвергнуто в связи с недостаточно высоким качеством отечественных и произведенных в других странах Евразийского таможенного союза (ЕАТС) аналогов.
Речь идет о дополнении утвержденного правительством перечня товаров, при госзакупках которых действует правило «третий лишний» – иностранный производитель не допускается к конкурсу, если в нем участвуют два производителя из стран ЕАТС. Также в перечень предлагается внести оториноскопы, воздушные стерилизаторы, тонометры измерения внутриглазного давления, концентраты для гемодиализа, медицинские функциональные кровати и суховоздушные термостаты.
Это уже не первая попытка ведомства расширить упомянутый перечень, включив в него в том числе и аппараты ИВЛ, напомнила глава БФ «Семьи СМА» Ольга Германенко. До сих пор общественности и НКО удавалось противостоять таким попыткам, представляющим, с их точки зрения, угрозу из-за недостаточного качества отечественной продукции.
«В 2015 году удалось значительно сократить этот перечень, который предполагалось добавить в приказ по ограничению госзакупок, и аппараты ИВЛ оттуда исчезли. Аналогичная ситуация была в 2016 году, в 2017 году похожий перечень предлагался. Но все они не были приняты. Я не знаю, насколько текущая попытка серьезна. Но туда в очередной раз предполагается включить аппараты ИВЛ, а с 2015 года в общем-то ничего не изменилось в плане отечественного производства этой аппаратуры», – пояснила руководитель благотворительной организации, помогающей тяжелобольным людям, нуждающимся в искусственной вентиляции легких.
По словам эксперта, проведенное три года назад на основании данных Росздравнадзора исследование показало, что отечественные аппараты ИВЛ практически не подходят для длительной вентиляции легких, необходимой паллиативным больным. Между тем, речь сейчас идет о госзакупках не только для отделений реанимаций и стационаров – но и для активно развивающейся в России программы обеспечения тяжелобольных аппаратами ИВЛ на дому.
Поэтому возможность прекращения импорта аппаратуры вызывает особую тревогу, которую смягчает лишь то обстоятельство, что российские устройства не приспособлены для неинвазивной вентиляции, а значит, скорее всего, не будут закупаться для использования на дому.
«Позиция Минпромторга, задача которого – развивать медпромышленность в России, выглядит логично, – говорит Ольга Германенко. – Но мы – общественники, пациентские организации, фонды – не работаем над развитием медпромышленности, мы работаем с конкретными пациентами. И в первую очередь говорим о рисках для конкретных людей здесь и сейчас. Любые глобальные планы и стратегии не должны приводить к ущербу для конкретного гражданина своей страны!».
«У нас должна быть 100-процентная уверенность, что если мы закрываем какую-то позицию (например, ИВЛ), то тогда наши точно не хуже, а самое главное, что их можно будет купить и поставить, – заявил Дмитрий Медведев на встрече с активистами «ЕР» в сентябре 2015 г. – То же самое по другим позициям, то есть лучше идти чуть медленнее, заниматься здесь импортозамещением, но быть уверенными, что все наши больницы, все наши поликлиники оснащены нормальным работоспособным оборудованием».
«Здесь не нужно волноваться, не нужно дёргаться. Естественно, если мы какие-то решения будем принимать, то мы их обязательно 100 раз обсудим, прежде всего с основным потребителем, а это в данном случае медицинское сообщество. И вот когда вы нам сами скажете «Знаете, вот по конкретной номенклатуре мы можем точно сказать, что наши не хуже, наших достаточно» – тогда мы это делаем. А если есть какие-то сомнения, лучше здесь немножко подождать», – подчеркнул премьер-министр.