Проект закона, на федеральном уровне закрепляющего определение многодетной семьи и меры ее соцподдержки в России, внесен в Думу. Его подготовил Народный хурал Калмыкии.
«Законопроектом впервые на уровне федеральных законов закрепляется понятие «многодетная семья», а также унифицируются меры поддержки многодетных семей, поскольку в настоящий момент они могут существенно отличаться в зависимости от субъекта Российской Федерации», – говорится в сопроводительной записке к документу.
Так, предлагается считать многодетной семью, имеющую в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, включая усыновленных или взятых под опеку (кроме передачи под временную опеку по заявлению родителей, не имеющих возможности исполнять свои обязанности по уважительным причинам).
При отнесении семьи к категории многодетных предлагается не учитывать также детей, помещенных в государственные или муниципальные учреждения на полное государственное обеспечение; детей, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в них; приобретших в соответствии с законом полную дееспособность; детей, проживающих с другим родителем (усыновителем) в случае раздельного проживания.
Закон предлагается распространить не только на граждан России, но и на беженцев и вынужденных переселенцев, законно проживающих в России. Однако, он не будет касаться многодетных семей россиян, постоянно проживающих за рубежом.
Также законопроект предлагается не распространять на многодетные семьи, дети в которых находятся на полном государственном обеспечении, за исключением случая временного (на период реабилитации) пребывания ребенка-инвалида из многодетной семьи в социально-реабилитационном учреждении.
В числе общих для многодетных по всей России льгот в законопроекте предложены:
- скидка не менее 50% на коммунальные услуги;
- бесплатные лекарства по рецептам врачей;
- бесплатный проезд учеников из многодетных семей на городском транспорте, а в сельской местности – на пригородных и междугородных автобусах;
- первоочередное обеспечение учебниками
- бесплатное питание в школах и профессиональных образовательных организациях;
- ежегодная компенсация за школьную форму;
Указанные льготы и права предлагается предоставлять многодетным семьям лишь в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предшествующего года.
Также разработчики предлагают ввести меры поддержки, не зависящие от уровня доходов многодетной семьи:
- прием в первоочередном порядке в дошкольные организации;
- первоочередное направление по медицинским показаниям в санатории и другие оздоровительные организации, независимо от форм собственности;
- разовый льготный кредит на строительство или приобретение жилья в соответствии с российским законодательством;
- предоставление жилых помещений (в пределах нормы жилой площади) в первоочередном порядке бесплатно многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством;
- бесплатное посещение один день в месяц музеев, парков культуры и отдыха, выставок.
Финансировать меры поддержки многодетных семей предлагается частично из федерального, частично – из региональных бюджетов. Кроме того, регионы и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры поддержки многодетных семей.
Законопроект призван «способствовать улучшению общей демографической ситуации в РФ, повышению рождаемости, законодательному признанию в качестве общественно полезной деятельности, связанной с воспитанием детей в семьях, имеющих трех и более детей», отметили разработчики.
Дополнение: «Меры государственной поддержки многодетных семей уже регламентированы отдельными федеральными законами», заявили, комментируя законопроект, в правительстве России.
«Вместе с тем большинство положений законопроекта дублируют нормы федерального и регионального законодательства РФ (льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатный проезд на транспорте общего пользования, бесплатное питание учащихся общеобразовательных организаций и другие), – говорится в отзыве. – Финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит необходимых расчетов и обоснований, в связи с чем осуществить оценку финансово-экономических последствий его принятия не представляется возможным», – отмечается в официальном отзыве.