Положение выходцев из других стран, ищущих убежища на территории России, еще более ухудшилось по сравнению с удручающими результатами прошлых лет, сообщили в комитете «Гражданское содействие», помогающем беженцам.
«Российским миграционным службам, входящим теперь в МВД РФ, в 2017 году удалось обновить много антирекордов», – заявили в правозащитной организации.
Речь идет о данных по количеству обладателей статуса беженца (592 человека) на конец года, которое стало минимальным, начиная с 2007 года; по минимальному с 2009 года числу тех, кому удалось обратиться с ходатайством о признании беженцем (619 человек); по количеству признанных беженцев в течение года (33 человека), что представляет собой минимальное значение, начиная с 2005 года; по минимальному за последние десять лет числу (2008 человек) тех, кто на конец 2017 года обладал статусом временного убежища в России, если не считать данные по гражданам Украины; по минимальному с 2013 года числу, состоящих на учете МВД РФ граждан Украины, обладающих временным убежищем.
По словам правозащитников, основные проблемы в этой области в 2017 году оставались прежними: «от различных и порой изощренных препятствий при попытках подать ходатайство о признании беженцем или заявление о предоставлении временного убежища до барьеров на пути реализации права на обжалование отказов в убежище. В приемной миграционной службы по Москве беженцы, а также сопровождающие их лица по-прежнему сталкивались с открытым хамством и отказами принимать документы с просьбой предоставить убежище в России». Среди вновь отмеченных нарушений – практика задержания за нарушение миграционного законодательства лиц, обращающихся в миграционную службу за убежищем.
«Порой от принудительного выдворения людей, которых при возвращении на родину ожидают пытки, защищает только постановление Европейского суда по правам человека», – отмечают в «Гражданском содействии». Ранее там сообщали о случаях принудительной депортации беженцев с Донбасса на территорию, подконтрольную правительству Украины.
«Печальные антирекорды российских миграционных служб в 2017 году, а также показатели по беженцам из отдельных стран, свидетельствуют о дальнейшей деградации института убежища в России и превращении миграционной службы в антимиграционный репрессивный орган, – заявили правозащитники.
– Все более важное, почти исключительное место у чиновников, работающих в сфере миграции, занимает не то, как помочь оказавшимся в беде и ищущим убежище в России людям, а то, как им с помощью бюрократических инструментов осложнить пребывание в этой стране, как их вынудить куда-нибудь уехать».