Представители правозащитного сообщества намерены приложить все возможные усилия для того, чтобы не допустить депортации из России троих сирийских беженцев, задержанных в Дагестане и доставленных в аэропорт Внуково. О том, как развивается ситуация, поратлу Милосердие.ru рассказала председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина:
«В настоящее время эти трое беженцев находятся в аэропорту Внуково. Связи у нас с ними нет, видимо, разрядились их телефоны. Наш адвокат, работающий в Махачкале, защищает интересы всех троих сирийцев. Он обратился в Европейский суд (ЕСПЧ) с просьбой применить правило 39 регламента суда и запретить высылку. Ответ пришел пока только по одному из них.
39 правило регламента ЕСПЧ – применяются для превентивной защиты прав тех, от чьего имени поданы срочные жалобы в Европейский суд по правам человека. Обычно оно применяется вместе с двумя другими: есть еще 40 правило, состоящее в немедленной коммуникации Суда с государством, и 41 правило, устанавливающее приоритет в рассмотрении заявления.
Согласно правилу 39 Европейский суд запретил России осуществлять высылку беженца до тех пор, пока не принято окончательное решение по жалобе.
Мы получили первое решение, соответственно, одновременно с нами его получил и Минюст, взаимодействующий с ЕСПЧ. И Минюст должен был поставить все заинтересованные ведомства в известность о том, что высылка не может быть произведена. К сожалению, иногда у нас происходит так, что в министерстве юстиции вдруг «забывают» английский язык, получают информацию «слишком поздно», и высылка или выдача все же происходит.
Но в отношении сирийцев – это, фактически, первый случай принудительной депортации в воюющую страну, куда по международным нормам людей депортировать нельзя, независимо от решений ЕСПЧ. Россия приняла участие в боевых действиях в Сирии – тем самым она фактически признала, что это неблагополучная страна, там воюют, там есть опасность для жизни людей.
До сих пор нам известны несколько случаев, когда сирийцев принудительно высылали на территорию Турции. И случаи, когда от них якобы было получено добровольное согласие возвратиться в Сирию. Хотя часто беженцы – это совсем простые люди, им скажут «надо подписать вот здесь» – они и подпишут бумагу на непонятном языке…
Более того, Россию уже наказали – вынесли решение о выплате компенсации трем другим беженцам из Сирии, которых даже не выслали, а всего лишь собирались выдворить. ЕСПЧ решил, что Россия должна возместить им судебные издержки и моральный ущерб в размере 9 тысяч евро каждому.
В настоящее время к делу о выдворении сирийских беженцев, которое мы считаем совершенно незаконным, подключился Председатель Совета при президенте РФ по правам человека Михаил Федотов. Это дает нам некоторую надежду на благополучное разрешение ситуации. Однако и мы до последнего момента всеми силами будем добиваться отмены депортации этих людей».
«Трое граждан Сирии — лица, ищущие убежище на территории России. По жалобе одного из них, Закарии Барри Абдальмуэма, 24 февраля Европейский суд по правам человека применил правило 39 Регламента суда, в превентивном порядке запрещающее высылку. Другие двое, Друби Хайсам и Уафан Садах Эддин, в тот же день получили официальный отказ во временном убежище», — сообщили ранее в комитете «Гражданское содействие».
Как рассказал адвокат Шамиль Магомедов, ранее двое из беженцев въехали в Россию легально, а третий, Друби, – по паспорту и визе своего брата. Закария, в отношении которого получено решение ЕСПЧ, ранее дважды перерезал себе вены на руках – после получения известия о гибели в Сирии его родных, и когда стало известно о предстоящей депортации. В последнем случае, произошедшем в начале февраля, он был помещен в психиатрическую больницу.