В федеральном бюджете нет денег на компенсации сиротам для погашения долгов по ЖКХ: так правительство ответило на поручение президента помочь детям, которые находятся в детском доме, или под опекой, или получают профессиональное образование. В Минэкономразвития заявили, что вопрос о погашении долгов должны решать регионы, исходя из своего бюджета, но регионы продолжают отправлять сирот в долговую яму, а оспорить решения местных властей в судах стало еще сложнее. Об этом пишет сайт «Русфонда».
Правозащитники фиксируют случаи, когда сирот пытаются лишить жилья, которое они получили в наследство, из-за долгов за коммунальные услуги. Ребенок, живущий в детском доме на полном государственном обеспечении, не имеет возможности платить за ЖКХ. Детский дом тоже не платит – у него нет такой статьи расходов. Ребенок, живущий в семье опекуна, получает государственное пособие на еду, лечение, одежду, школьные принадлежности, но не на оплату коммунальных услуг. Поэтому, как только сирота достигает совершеннолетия, он становится должником на сотни тысяч рублей, которых ему взять неоткуда, потому что он только вчера вышел за порог детского дома.
Юристы благотворительного центра «Соучастие в судьбе» помогают сиротам отстоять их права: письма и звонки с просьбами о помощи поступают к ним каждый день. Проблема заключается в том, что в России нет закона, который определял бы, кто и на каких условиях должен оплачивать коммунальные платежи за жилье, принадлежащее сиротам по праву собственности или на основании социального найма, отмечают правозащитники.
О тяжелой и несправедливой ситуации с сиротскими долгами по ЖКХ в декабре 2021 года президенту рассказала зампредседателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Ирина Киркора и аргументированно объяснила, почему такое положение дел противоречит закону. Киркора также представила законопроект, подготовленный СПЧ на основе предложений благотворительного центра «Соучастие в судьбе». Владимир Путин тогда назвал эту тему очень важной и поручил рассмотреть законопроект до 1 июня.
«Ответ СПЧ получил такой: „Вопросы, которые ставятся в законопроекте, заслуживают внимания, но он нуждается в существенной доработке и не может быть рассмотрен в представленной редакции«. Законопроект полностью поддержал Минтруд и частично Минстрой. А вот Минэкономразвития – против: регионы должны решать этот вопрос, исходя из своего бюджета. А если в бюджете денег нет, то власти перекладывают решение проблемы на опекунов или на самих сирот, как только они становятся совершеннолетними», – говорит Ирина Киркора.
Именно поэтому Киркора настаивает на внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». «Дети не должны зависеть от возможностей регионального бюджета или от позиции региональной законодательной власти», – считает она.
Из 66 субъектов РФ, рассмотревших законопроект, 28 поддержали его полностью, 25 – привели ряд замечаний, 13 – не поддержали.
«Если раньше сирот можно было освободить от незаконных долгов хотя бы через суд, то сейчас суды начали выносить решения против наших подопечных. Поэтому мы вместе с сенатором Александром Башкиным подготовили письмо в Верховный суд, который должен дать разъяснения», – отмечает соучредитель благотворительного центра «Соучастие в судьбе» правозащитник Алексей Головань.
В целом, по мнению Голованя, проблему можно решить только системно, потому что усилий правозащитников не хватит на сотни судов по всей стране.
Ответственным за поручение президента было назначено Минпросвещения, напоминает Ирина Киркора. Она пообещала, что СПЧ будет ставить этот вопрос перед федеральной властью до тех пор, пока не найдется работающее решение.