Члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы решили побывать в больнице, где граждане, проходят в том числе и принудительное или недобровольное лечение, по обращению одного из пациентов. Однако, охрана не пустила правозащитников. После этого они решили подать исковое заявление в суд по поводу такого нарушения, сообщила в Telegram российский правозащитник, член ОНК Мария Ботова.
«Традиционно психиатрические больницы, как и тюрьмы – очень закрытые структуры, – рассказала она «Милосердию.ru» . – Но если учреждения ФСИН доступны для правозащитников, то психиатры не торопятся нас пускать, и вопрос с доступом членов ОНК в больницу им. Ганнушкина пока не решен».
Общественные наблюдательные комиссии – правозащитная структура, существующая лишь в России. Они действуют в соответствии с принятым в 2008 году законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Основные задачи ОНК – общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, подготовка проектов необходимых решений, и содействие сотрудничеству заинтересованных структур, включая государственные структуры и НКО, в области обеспечения прав и должных условий содержания заключенных.
Представители ОНК проверяют в психиатрических клиниках, в каких условиях находятся те, кто был помещен туда по приговору суда. Люди, проходящие недобровольное лечение, содержатся в обычных отделениях, поэтому ОНК фактически проверяет условия, в которых находятся и другие пациенты.
«В медучреждении ссылаются на приказ, запрещающий посещение больниц во время карантина. Но этот приказ не может касаться членов ОНК, ведь мы не являемся посетителями!», – возмущается правозащитник.
По ее словам, на состоявшейся на днях встрече с представителями Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) удалось выработать алгоритм посещения членами ОНК психиатрических больниц, находящихся в ведении департамента. Но переговоры с ведомством о допуске в больницу им. Ганнушкина продолжаются. Портал «Милосердие.ru» подготовил запрос в департамент с просьбой прояснить ситуацию.
В ответ на ваш запрос сообщаем, что Департамент здравоохранения города Москвы и его подведомственные медицинские организации, в которых оказывается психиатрическая помощь в стационарных условиях, в т.ч. специализированного типа, безусловно готовы взаимодействовать с Общественной наблюдательной комиссией (ОНК).
Необходимо, чтобы это взаимодействие осуществлялось в установленном законом порядке, а также с соблюдением действующих в медицинских организациях правилах внутреннего распорядка, так как это связано с процессом лечения, обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности пациентов при оказании специализированной медицинской помощи пациентам психиатрического профиля.
Кроме того, лишь меньшинство пациентов наших учреждений относятся к категории, содержание которых имеет право инспектировать ОНК. А само нахождение человека в медицинском учреждении является врачебной тайной. И права этих пациентов при таких визитах также должны быть гарантированы медицинской организацией.
Кроме того, для выполнений ряда требований федерального законодательства, в т.ч. ФЗ № 76-ФЗ, департамент здравоохранения либо медицинская организация вправе заблаговременно получить уведомление о дате визита и составе делегации членов комиссии при осуществлении ими общественного контроля в психиатрической городской больнице для выполнения ряда обязательных формальностей – например, проверки родственных связей между пациентами и посетителями из ОНК.
Дополнительно сообщаем, что посещение членами комиссии медицинских организаций Департамента здравоохранения может проходить при соблюдении необходимых противоэпидемических мер по распространению коронавирусной инфекции.
С уважением,
Пресс-служба Департамента здравоохранения города Москвы
Ранее правозащитники и СМИ сообщали, что тяжелобольные заключенные столичных следственных изоляторов не могут получать необходимого лечения ни в медсанчасти СИЗО, ни в городских клиниках. Но сейчас необходимые договоры на их медобслуживание заключены, находящиеся в СИЗО люди при необходимости получают медпомощь в городских клиниках по полису ОМС (чаще всего) или за счет бюджета, рассказала Мария Ботова.
«Одна из частых проблем – трудности с попаданием тяжелобольных заключенных на медицинскую комиссию, которая определяет, может ли человек быть переведен из-под стражи на домашний арест, – отметила она. – Если диагноз включен в соответствующий перечень, врачи рекомендуют отпустить больного из СИЗО, и ОНК подает такое ходатайство. В этом году таким образом удалось перевести под домашний арест двух заключенных».