В Санкт-Петербурге правозащитники и юристы рассказали о недопустимых задержках и отказах в освобождении тяжелобольных заключенных, чье состояние препятствует их содержанию под стражей. При этом в Общественной наблюдательной комиссии Петербурга считают, что проблемы такого рода связаны в первую очередь с позицией судов.
Как сообщил радио «Свобода» адвокат Игорь Мангелев, суд неоднократно отказывал в мере пресечения его подзащитному Михаилу Семенову, страдающему раком мозга в 4 стадии.
«У него неизлечимое онкологическое заболевание, которое препятствует содержанию под стражей. При этом следователь регулярно обращается с ходатайством о продлении содержания под стражей, и суд его удовлетворяет.
Ни оборудования, ни лекарств в этой больнице нет, ему дают какие-то таблетки, которые вообще никакого действия не оказывают. А у него была трепанация черепа, в голове стоит пластина, из швов все время течет какая-то жидкость, ему требуется повторная операция, а вместо этого он сидит там в антисанитарных условиях, и все ждут, когда он помрет. Это страшно.
Все документы о его болезни есть, нами проведено судебно-медицинское исследование, независимая экспертиза, и заключения специалистов представлены в суд. Там четко указано, что его заболевание входит в перечень тех, которые препятствуют содержанию под стражей», – рассказал Мангелев.
В настоящее время он обжалует в областном суде решение о продлении содержания под стражей тяжелобольного человека, и намерен потребовать от следователя изменения меры пресечения для своего подзащитного.
Как рассказал адвокат Виктор Черкасов, сейчас он оказывает юридическую помощь нескольким тяжелобольным осужденным женщинам, находящимся в больнице имени Гааза. «Медицинские заключения говорят о том, что их должны освободить, потому что тюремные медики им помочь не могут, и в случае дальнейшего пребывания в изоляции прогноз для жизни у них неблагоприятный.
Администрация больницы подала в суд ходатайство об их освобождении. Одной отказали, другую освободил суд, правда, уже второй инстанции, суды по двум другим еще не прошли.
Добиться освобождения удается очень редко, мне это удалось за последнее время только один раз. И то – ведь пока ждем решения суда второй инстанции, проходит два-три месяца, а тут счет идет на недели и даже дни, и не факт, что такой человек, отпущенный из колонии, сможет воспользоваться своим правом на лечение – слишком у него все запущено», – сообщил юрист.
По его словам, в связи с существующими сложностями адвокаты при работе по таким делам заранее готовят документы для подачи в Европейский суд по правам человека, где можно получить решение, обязывающее предоставить тяжелобольному необходимое лечение, или дать ему возможность получить его в больнице на воле.
9 марта Санкт-Петербургский городской суд освободил больную раком и ВИЧ женщину, интересы которой защищал Черкасов, от дальнейшего отбытия наказания для получения необходимой медицинской помощи. Апелляционную жалобу на решение районного суда, ранее не нашедшего оснований для ее освобождения, поддержал представитель прокуратуры.
Сообщения о тяжелом положении заключенных, чье состояние препятствует их пребыванию под стражей, порталу Милосердие.ru прокомментировал председатель Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания Владимир Матус:
«Проблемы с нахождением под стражей лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, связаны в первую очередь с позицией судов, которые должны принимать решения об их освобождении или направлении на лечение в учреждения, находящиеся вне мест лишения свободы.
Бывают случаи, когда этого требуют врачи, с этим согласен следователь, но суд не принимает необходимое решение. Или принимает его слишком поздно – случалось и так, что решение об освобождении пациента принималось, и он умирал уже освобожденным – но в тюремной больнице…
Это общая проблема для всех регионов – судьи не слышат просьб об освобождении тяжелобольных или умирающих. Нельзя сказать, что в последнее время ситуация как-то заметно улучшилась или ухудшилась – ее острота остается все на том же уровне не первый год. В свое время были приняты постановления правительства №№ 3 и 54, в соответствии с которыми должны освидетельствоваться и освобождаться в связи с тяжелыми болезнями подозреваемые, обвиняемые и осужденные. Это улучшило ситуацию, но не решило проблему».