Распространенные оппозиционными активистами сообщения о «пытках» задержанных в московском ОМВД по району Метрогородок некорректны, однако его сотрудники совершили ряд нарушений, считает правозащитник, член СПЧ Андрей Бабушкин. Об этом он заявил порталу Милосердие.ru, комментируя появившиеся в СМИ сообщения.
«Конечно, это не пытки, но это нарушение закона. Закон требует предоставить задержанным возможность позвонить по телефону. Такую возможность несколько человек получили формально, им дали не их мобильные телефоны, в памяти которых были сохранены нужные номера, а городские трубки.
Питание в третий раз было предоставлено только после прихода членов ОНК (Общественной наблюдательной комиссии). Не были обеспечены спальные места, в одну камеру на два места были помещены шесть человек», – сообщил правозащитник.
По его словам, при посещении ОМВД заместителем председателя московской ОНК Евой Меркачевой, которую сопровождал один из помощников Бабушкина, начальник отдела заявил, что не может обеспечить выполнения предписанных норм, и с этим должны разбираться те, кто доставил задержанных, и суд.
«То есть человек, находясь на офицерской должности, оказался неспособным принять решение, прочесть закон о полиции и принять на себя ответственность за соблюдение прав доставленных. Это действительно безобразие. Такие люди на руководящих должностях быть в полиции не могут», – заявил представитель СПЧ.
Как рассказал Андрей Бабушкин, у него нет сведений об аналогичных нарушениях в других отделениях Москвы. В ОМВД Аэропорт, которое он посетил во время поступления задержанных с несанкционированной акции, с ними быстро провели необходимые действия, после чего половина была отпущена. Однако, другие задержанные почему-то доставлялись в более далеко расположенные отделы, что привело к неоправданным задержкам, отметил представитель СПЧ.
«Проблема не в том, что хотели что-то сделать плохое этим людям, по крайней мере – после задержания. Проблема в том, что очень невысок профессиональный уровень сотрудников, которые принимают решение», – подчеркнул правозащитник. В целом, по его мнению, подобные нарушения вызваны форс-мажорными обстоятельствами, и не типичны – в последние годы их число заметно снизилось, и обычно они отмечаются в 2-3% случаев задержания.
Как сообщила в Facebook Ева Меркачева, в числе нарушений была отмечена также задержка с оформлением протоколов, которые были готовы позже, чем это допускается законом, и духота в камерах. Кроме этого, находившиеся в ОМВД пожаловались ей, что им приходится пить воду из-под крана, от которой у них болит живот.
«Мы прочитали то, что написала Ева Меркачева, и связались с начальником этого ОМВД. Он мне сказал, что в данный момент в камерах никто не содержится, все отпущены», — сообщила РБК уполномоченная по правам человека в Москве Татьяна Потяева. Насколько известно, по крайней мере часть задержанных была направлена из ОМВД в суд.
Ранее активист Владимир Осечкин рассказал, что обратился в прокуратуру в связи с недопустимо тяжелыми условиями содержания участников протестной акции в ОМВД по району Метрогородок. «Фактически к задержанным применены пытки путем лишения сна, питания, питьевой воды (людям приходится спать по очереди по полтора-два часа, некоторым приходится спать прямо на полу)», — заявил он.