Министерство труда и социальной защиты республики Коми предложило на федеральном уровне определить порядок временной передачи недееспособных взрослых из ПНИ в семью. Необходимо также рассмотреть вопрос о лишении родителей находящихся в учреждениях соцобслуживания детей-инвалидов с нарушениями интеллекта возможности распоряжаться их пенсией, заявили на заседании президиума Государственного совета республики представители ведомства.
Временное пребывание с близкими способствует социализации недееспособных людей, и улучшает их состояние. Между теми, ранее порядок их временной передачи родственникам был установлен законом о психиатрической помощи, теперь же он отменен, рассказала заместитель главы республиканского Минтруда Светлана Суровкина.
«Отсутствие в федеральном законе порядка временной передачи недееспособных граждан из психоневрологических интернатов противоречит их интересам и нарушает их конституционные права», – передает ее слова Коми Ньюс.
На федеральном уровне необходимо также решить вопрос о лишении родителей, чьи дети-инвалиды с интеллектуальными нарушениями находятся в учреждениях соцобслуживания, возможности распоряжаться их пенсиями, считает Светлана Суровкина.
«Многие родители участвуют в жизни детей-инвалидов исключительно путем посещения их в стенах учреждений. Министерство считает целесообразным на федеральном уровне рассмотреть возможность разработать правовой механизм, повышающий социально-экономическую ответственность семьи за судьбу ее членов.
А именно: взимать плату до 75% пенсии ребенка-инвалида и направлять данные средства на его содержание, включая питание и мягкий инвентарь, сохранив предоставление других услуг на бесплатной основе.
Кроме того, мы выходили с предложением и оставшуюся сумму откладывать на депозитный счет ребенка, чтобы на момент принятия его в другую семью, у него были деньги. Сейчас все деньги аккумулированы у родителей, которые своим детям не помогают», – сообщила представитель Минтруда республики.
Инициативы регионального ведомства для портала Милосердие.ru прокомментировали представители благотворительной общественной организации «Перспективы».
«Сейчас на федеральном уровне нет специального порядка, по которому недееспособные граждане могли бы на время покидать ПНИ, – рассказала юрист благотворительной организации Екатерина Таранченко. – С другой стороны, это вопрос личного права на свободу передвижения. В Конституции прямо указано, что оно не может быть ограничено, кроме случаев, прямо указанных в законе. В законе о свободе передвижения и выборе места жительства также нет ограничений для недееспособных.
Существует позиция, которой придерживается ряд правозащитников, она близка и нашей организации – право человека на свободу передвижения не должно быть ограничено такими регламентами. Конечно, должны приниматься разумные меры безопасности и контроля – но именно для того, чтобы сделать возможным временный выход человека из ПНИ, чтобы не было оснований для отказа.
В настоящее время вопрос решается по усмотрению руководства ПНИ. Обычно позиция ПНИ основана на том, что интернат отвечает за жизнь и здоровье недееспособных подопечных, и не может подвергать их опасности, оставляя без присмотра. Нехватка сотрудников не дает возможности сопровождать подопечных во время их отлучки из учреждения. Дееспособных отпускают намного чаще, так как в этом случае речь не идет об ответственности опекуна.
В некоторых регионах пытались урегулировать этот вопрос решениями региональных органов соцзащиты. Там устанавливался порядок получения родственниками или знакомыми заключений от органов опеки о возможности взять проживающего интерната домой, подобно тому, как это делается, чтобы взять в гостевом режиме ребенка из интерната. Получив такое разрешение, можно было обратиться в интернат, чтобы недееспособному разрешили временную отлучку.
Затем в Ивановской области такой региональный акт был оспорен прокуратурой, посчитавшей, что в этом случае учреждение не может исполнять свои обязанности опекуна по обеспечению надзора и безопасности. Такую позицию подтвердил Верховный суд (ВС). В результате возникла правовая неопределенность. С одной стороны, право на передвижение не может быть ограничено, с другой – есть решение ВС, в соответствии с которым недееспособного нельзя выпускать из учреждения под чужую ответственность.
В результате в разных регионах и в разных ПНИ существует разная практика. Есть интернаты, заключающие договор о временном проживании, когда опекунами недееспособного становятся родственники, получающие право взять жителя интерната под свою ответственность. Где-то недееспособных не выпускают в принципе. Где-то принимают разумные меры, отпускают людей под ответственность НКО, которые проводят с ними какие-то программы.
Более того, единого мнения по этой проблеме нет и среди НКО, которые работают с недееспособными людьми в ПНИ. Часть из них считает, что нельзя регламентировать этот вопрос, потому что в таком случае будет незаконно ограничена конституционная свобода передвижения. С другой стороны, в отсутствие установленного регламента, да еще с учетом решения ВС, интернаты часто не понимают, как можно по закону предоставить недееспособному возможность отлучки, и в результате многие люди полностью лишены возможности выйти за пределы учреждения.
Трудно точно сказать, какую долю от проживающих в ПНИ составляют люди, лишенные дееспособности. Фактически у разных интернатов может быть различная специализация – в каких-то больше людей с тяжелыми нарушениями, в каких-то меньше. Кроме того, в одних интернатах стремятся лишить дееспособности максимальное число проживающих, в других, наоборот, подают на восстановление дееспособности, из-за сложностей с документами и отчетностью по средствам недееспособных людей… Можно предположить, что недееспособные в среднем составляют около трети из живущих в ПНИ.
Для решения этой проблемы, на наш взгляд, возможны два пути. Либо может быть выпущено разъяснение Минтруда, где говорилось бы о праве на выход за пределы учреждения вне зависимости от статуса, и давались бы некие рекомендации по обеспечению безопасности.
Либо можно закрепить регламент временного выхода в законе о психиатрической помощи, как это предлагают наши коллеги из Центра лечебной педагогики, и создать на уровне регионов комиссии с участием представителей интернатов и соцзащиты, которые в каждом конкретном случае принимали бы решение о возможности выхода из интерната и необходимых мерах безопасности. Лично мне представляется оптимальным первый вариант».
«Действительно, передавая ребенка-инвалида в социальное учреждение, родители сейчас сохраняют за собой часть льгот и возможность распоряжения его пенсией, хотя ребенок не живет с ними, а находится полностью на попечении государства, рассказала Милосердию.ru директор по внешним связям БОО «Перспективы» Светлана Мамонова. – Часто при этом детей навещают в лучшем случае раз в год, а бывает, что не посещают и десятилетиями.
Находятся и такие не добропорядочные родители, которые добиваются льгот по квартплате, выделения жилплощади и т.д., не принимая никакого участия в жизни ребенка. Поэтому возникает такая идея: если ребенок находится в социальном учреждении, деньги должны «идти» за ним.
Однако, поскольку социальные услуги для детей и подростков по закону бесплатны, передавать их пенсии в возмещение затрат на эти услуги незаконно.
Есть благонамеренные родители, которые принимают участие в жизни своих детей, находящихся в учреждениях соцобслуживания. Если будут приняты подобные меры, это создаст для них трудности.
Тогда им необходимо будет дать возможность контролировать расходование средств, которые получает их ребенок, которые копятся на его личном счету. Оно может быть крайне затруднено: например, если по закону ребенку-инвалиду положено бесплатное инвалидное кресло, пусть даже низкого качества – уже будут сложности с тем, чтобы приобрести из этих средств дорогое и качественное изделие».