Правительство России дало положительный отзыв на «закон семи сенаторов» – пакет законопроектов, регулирующих вопросы изъятия детей из семьи, подготовленный группой членов Совета Федерации во главе с Еленой Мизулиной. Об этом сообщила соавтор проекта, сенатор Маргарита Павлова.
«В первую очередь своим законопроектом мы вводим очень важное понятие – презумпцию добросовестности родителей. Сейчас большинство добросовестных, добропорядочных семей напуганы случаями, когда по надуманному поводу могут прийти и отнять ребенка. Формулировки настолько резиновые, расплывчатые, всеобъемлющие, что порой эту формулировку можно натянуть на любую ситуацию», – заявила она ОТР.
«Я не говорю, что наш закон полностью прекратит практику изъятия детей из семьи. Есть риски, которые мы, к сожалению, не можем регулировать», – подчеркнула разработчик.
По ее словам, доработанный пакет законопроектов планируется внести в Думу в осеннюю сессию 2022 г. Он будет вноситься поэтапно: сначала поступят те предложения, которые не требуют дополнительных финансовых вложений.
Работа над «законом семи сенаторов» велась более 10 лет. В 2020 году он вносился в Думу, но был отозван из-за появления конкурирующего законопроекта (так называемого закона об экспресс-судах), подготовленного сенатором Андреем Клишасом и главой думского комитета по законодательству и государственному строительству Павлом Крашенинниковым. После этого была создана совместная рабочая группа, продолжившая подготовку документа, в которой участвовали представители 10 федеральных ведомств, родительской общественности, религиозных организаций.
В сентябре 2021 г. стало известно о согласовании в рабочей группе проектов 77 поправок в Семейный кодекс. Кроме презумпции добросовестности родителей, запрещающей принимать меры в отношении семьи на основании предположений, предлагается, в частности, закрепить три вида защиты детей от возможных угроз: изъятие по решению суда, временные меры защиты (когда ребенок передается родственникам или в социальное учреждение) и защитные меры по просьбе самих родителей.
«…Никакого обследования условий жизни на предмет того, чтобы выносить иск в суд, не будет. Лазание по шкафам и холодильникам будет исключаться. Временные меры защиты будут применяться только тогда, когда родитель не может выразить свою волю – либо он отсутствует дома, дети находятся дома одни, либо он без сознания, ему стало плохо или он находится в состоянии опьянения», – заявила тогда Елена Мизулина.