Правительство поддержало законопроект об отправке повторно нарушивших закон подростков в центры временного содержания (ЦВС) на срок до 45 дней, пишут «Ведомости».
Документ внесли в Госдуму еще год назад и начали рассматривать в осеннюю сессию, но позже Совет Госдумы поручил авторам (Марии Бутиной и Татьяне Буцкой) доработать проект.
Поправки предполагают, что в ЦВС будут отправлять подростков в возрасте до 16 лет, которые более двух раз в течение года совершили административные правонарушения. Эта мера будет распространяться и на детей, которые два раза или более сбегали из дома.
ЦВС получат новые полномочия и будут переименованы в центры органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Сотрудники смогут проводить индивидуальную профилактическую работу и выявлять подростков, причастных к совершению преступлений.
Исполнительный директор благотворительного фонда «Центр святителя Василия Великого» Юлиана Никитина считает, что законопроект является одним из инструментов, который позволит начать работу с детьми, не достигшими возраста административной ответственности, но которые уже попали в поле зрения правоохранительных органов. По ее мнению, безнаказанность в таком нежном возрасте рождает иллюзию вседозволенности, подросток запутывается, живет в искаженном мире, что лишает его радости и счастливого будущего.
«Очень не хотелось бы, чтобы эта инициатива, поддержанная правительством, читалась как репрессивная мера по отношению к несовершеннолетним, – рассказала Юлиана Никитина «Милосердию.ru». – Все-таки я бы видела в этом некий новый инструмент воспитательного воздействия, когда в течение 45 дней с молодым человеком или с девушкой можно проводить социальную, психологическую работу и поддержку, и коррекцию, и диагностику. Понятно, что за полтора месяца человека не переделать, не исправить, но, по крайней мере, показать ему его проблемы, чтобы он их идентифицировал как свои проблемы – возможно. Можно мотивировать его на дальнейшую работу со специалистами. Кроме того, дается возможность и взрослым обратить внимание на эту проблему, и детям остановиться и как-то по-другому, серьезно взглянуть на ту ситуацию, в которой они находятся».
Активисты критикуют законопроект и призывают писать жалобы председателю Госдумы и требовать не рассматривать инициативу Буцкой – Бутиной. В частности, обеспокоенность активистов вызывает то, что в центры временного содержания вместе с малолетними правонарушителями будут помещать детей, сбегавших из дома.
Юлиана Никитина отмечает, что, если ребенок сбегает из дома неоднократно, ему необходимо дать понять, какие последствия могут наступить.
«С одной стороны, вроде бы, ничего страшного, если сравнивать, например, со сбытом наркотиков или с какими-то хулиганскими действиями. С другой стороны, когда ребенок сбегает из дома, проводит время непонятно где, он может сам стать объектом насилия. Поэтому если на одну чашу весов поставить опасность, которой он подвергает себя, уйдя в ночное время, и то, что он 45 суток может провести в центре временного содержания несовершеннолетних, то я бы, как мать, если бы это было с моим ребенком, смирилась бы с тем, что он 45 дней посидит, после чего подумает и больше не станет этого делать», – говорит она.
Депутат Госдумы Олег Леонов считает, что для решения проблемы необходимо работать с семьями.
«Если дети совершают административное правонарушение, равно как и несколько раз сбегают из дома – как правило, у них у всех одна и та же причина – это проблемы в семье. Дети бегут не потому, что они такие плохие, а потому что их в семье не понимают, им не уделяют внимания, им не объясняют или семья условно асоциальная. Поэтому направление их в центр принудительного содержания или ограничение их свободы сделает только хуже для детей», – уверен он.
По мнению Олега Леонова, запрещать законодательной машине очень просто. Гораздо сложнее выстраивать отношения в семье через психологов или семейных кураторов, которые будут работать с семьей и, таким образом, уменьшать количество побегов.
«Чтобы исправить причину проблем – мы же хотим, чтобы дети меньше убегали – для этого их надо не закрывать, для этого надо работать с семьей. Это сложно, но это эффективно, а запретами мы добьемся только того, что скажем: «Да, мы что-то сделали, запретили», и детей сажаем в центр какого-то принудительного содержания. Когда они оттуда выйдут, они все равно будут убегать. И с их детьми будут происходить точно такие же проблемы, поэтому работать надо с семьями, а не запрещать направо и налево», – убежден депутат.