Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление об изменении правил признания лица инвалидом. Документ опубликован на сайте правительства.
Постановлением правительства от 20 февраля 2006 года №95 утверждены правила признания лица инвалидом. Подписанным постановлением в эти правила внесены изменения.
«Из числа критериев установления групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид» исключены ограничения жизнедеятельности (при этом сохраняется понятие «ограничение жизнедеятельности» в качестве одного из признаков инвалидности). Также введено понятие «абилитация» и определен механизм ее применения в рамках создания единого реабилитационно-абилитационного процесса», — говорится в документе. Эти изменения вступают в силу с 1 января 2016 года.
«Направление законодательных изменений прогрессивное, но переходный период будет сложным. Ограничения жизнедеятельности фигурируют в первой статье ФЗ о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, этот закон еще нужно будет приводить в соответствие со всем комплексом документов, принятых в связи с ратификацией Международной конвенции о правах инвалидов, — пояснила корреспонденту портала «Милосердие.ru» Елена Клочко, сопредседатель координационного совета по делам инвалидов при Общественной палате РФ. — В России до последнего времени использовали медицинскую модель инвалидности — т.е. именно медицинские нарушения являлись основанием для признания инвалидности. Постепенно мы переходим на МКФ — международную классификация функционирования. Основными критериями здесь становятся уже не медицинские, а социальные, т.е. в какой именно помощи и услугах человек нуждается для нормализации своего положения. Стойкие расстройства функций организма в законодательстве как понятие остаются, далее больше внимания уделяется критериям способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, общению, ориентации, обучению и т.п.
Тенденция перехода к МКФ правильная уже потому, что при установлении инвалидности по медицинским критериям инвалидность служила основанием только для получения технических средств реабилитации и пенсии по инвалидности. Этим помощь государства, собственно, и исчерпывалась. При переходе на социальную модель инвалидности возникает перечень услуг, которые нужны инвалиду, чтобы нормализовать его положение, в том числе и через индивидуальную программу реабилитации (ИПР) как инструмент».
Понятия «абилитация» в законодательстве раньше не было, и эксперт оценивает его введение как прорыв.
«Реабилитация — это восстановление утраченных функций, причем в России чаще всего имелась в виду медицинская реабилитация, а абилитация — обучение навыкам, которыми человек никогда и не владел. И тут социальная защита должна играть серьезную роль. Для этого в ИПР есть целый социальный раздел: социально-средовая адаптация, социокультурная реабилитация и т.д. Этот раздел не был наполнен до последнего времени — не было ни исполнителя, ни понимания, о чем идет речь. Со словом «абилитация» в наш понятийный аппарат входит целый социальный блок, особенно это важно для детей с инвалидностью, которые, в отличие от получивших травму или инвалидизирующее заболевание взрослых, никогда и не имели образования, социальных навыков и т.п. Абилитация идет рука об руку с проблемами образования и обучения», — комментирует Елена Клочко.
Главное, как отметила эксперт, чтобы при всей правильности тенденции перехода к социальным критериям инвалидности не ухудшилось положение каждого инвалида в России. «Это было бы неконституционно, однако еще вопрос, как все эти нововведения будут исполняться на местах в комиссиях медико-социальной экспертизы, появятся ли у инвалидов, кроме пенсии, также комплексы обучающих и реабилитирующих услуг. Абилитация должна включать момент ранней психолого-педагогической помощи семье, в межведомственной триаде «социальная защита, медицина и образование». Пока же из регионов приходят жалобы, что критерий «ограничение жизнедеятельности», в первую очередь для детей-инвалидов, для установления инвалидности исчез, а новые критерии пока неправильно трактуются, и на этом основании снимается инвалидность. Так что нужна большая просветительская и разъяснительная работа», — заключила Елена Клочко.
Принятые решения, по мнению правительства, конкретизируют критерии установления групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид». Документ разработан в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.