Правительство намерено добиться увеличения на 50% доли женщин, отказавшихся от аборта после беседы в ходе доабортного консультирования. Доля тех, кто его проходит, должна вырасти до 80% от числа собравшихся прервать жизнь ребенка. Достижение таких показателей к 2025 году намечено в плане мероприятий по реализации Концепции демографической политики, опубликованном на сайте кабмина.
Мы спросили у экспертов НКО, помогающих беременным, насколько осуществимы такие планы, и что нужно иметь в виду при их реализации.
Главная причина аборта – нет уверенности в поддержке мужчины
Это хорошая инициатива, но требование 50-процентного увеличения числа отказов от аборта создает риск фальсификации данных, к которой будут вынуждены прибегать медучреждения, рассказала Милосердию.ru руководитель направления защиты материнства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, директор «Дома для мамы» православной службы «Милосердие» Мария Студеникина.
По ее словам, сейчас даже у НКО средние показатели отказов по итогам доабортного консультирования – 15-20%. При этом НКО, в отличие от штатных психологов медорганизаций, предлагают реальную помощь в ходе консультирования. Пока непонятно, как можно действовать, чтобы увеличить показатели вдвое, – но это не должен быть план, который спускается психологам на местах принудительно, им должны быть предложены какие-то новые эффективные методы работы, подчеркнула эксперт.
Добиться увеличения процента женщин, проходящих предабортное консультирование, вполне возможно, если психолог будет работать «в связке» с врачом, считает Мария Студеникина. «Многие женщины, особенно в регионах, не доходят до психолога, просто потому, что врач не направляет к нему. 80% охвата – это очень большая цифра. Но если будут предложены реальные механизмы достижения таких цифр, это будет очень хорошо», – отметила она.
По словам эксперта, главная причина, по которой идут на аборт россиянки – отсутствие уверенности в поддержке мужчины. В последнее время к ней прибавились опасения возможных последствий из-за перенесенного ковида и приема лекарств. Также среди распространенных причин прерывания беременности можно назвать гедонизм, абортивное мышление, и материальные трудности.
«Очень большая проблема – переток женщин из государственной медицины в частную. Прекрасно, когда государство хочет повысить число отказов от аборта путем консультаций, это правильно. Но в частных учреждениях нет психологов и консультирования, там не соблюдаются сроки, нет «недели тишины» – аборт делают в день обращения. Делать аборт в государственный сектор идет гораздо меньше людей, нежели в частный», – подчеркнула руководитель «Дома для мамы».
«Нельзя увеличить рождаемость, просто приняв нацпроект»
Сейчас от аборта отказываются 10, 15, максимум – 20% собравшихся его делать женщин, говорит основатель благотворительного фонда «Женщины за жизнь» Наталья Москвитина.
«Дело в том, что в женских консультациях часто нет психолога, – пояснила она. Или он есть, но не настроен на противоабортную деятельность, и скорее наоборот склоняет к аборту, потому что считает названные женщиной причины объективными, а аборт – социально одобряемой процедурой. Бывает, что женщина даже не начинает общаться с психологом, потому что аргумент «нечем будет кормить» стал для него решающим. Это большая проблема».
В таких случаях проект, предполагающий «неделю тишины» и предабортное консультирование, фактически не работает – из-за отсутствия помещений, кадровых, технологических и других проблем, и хотя считается, что всюду доступно такое консультирование, на самом деле его нет. Между тем, НКО, профессионально сосредоточенные на профилактике прерывания беременности, могут добиваться до 60% отказов от аборта среди прошедших консультацию женщин, поскольку психологи там ориентированы на то, чтобы выслушать человека и дать ему ответ, а не просто выполнить предписанную процедуру, напомнила эксперт.
«У нас очень большие проблемы с рождаемостью. Женщину ведь нельзя заставить родить ребенка, ей можно только предложить всяческую помощь. Хотелось бы, чтобы к беременной женщине повернулись лицом, услышали ее. Потому что нельзя увеличить рождаемость, просто приняв нацпроект «Демография»», – подчеркнула Наталья Москвитина.
«За пять лет работы она не отговорила от аборта ни одну женщину»
Сейчас во время беременности женщина может остро нуждаться в поддержке, не получая ее от ближайшего окружения и государства, говорит президент БФ «Семья и детство» Светлана Руднева. Поэтому, по ее словам, очень важна поддержка авторитетных для беременной людей в женской консультации – врача, психолога, соцработника
В реальности же во многих консультациях на ставки психолога и соцработника нет денег, или же вообще нет таких ставок. Рекомендации Минздрава об оказании социально-психологической помощи остаются на бумаге. Оклад психолога в региональных больницах может быть и 7 тысяч рублей, и кроме предабортных консультаций в его обязанности может входить и подготовка женщин к родам, и многое другое.
При этом у врача на прием пациентки есть 12 минут. Поэтому вникать в ее психологические и социальные проблемы он не может, не имеет таких компетенций, и не обязан заниматься этими вопросами.
«Решение о сохранении беременности может очень сильно зависеть от мировоззрения того, кто должен оказывать поддержку, – отмечает Светлана Руднева. Пример из нашей практики в ходе обучения сотрудников больниц и женских консультаций в регионах: главный психолог региона признается, что за пять лет своей работы не отговорила от аборта ни одну женщину. В чем же она видит смысл своей деятельности? – «Чтобы женщина чувствовала себя комфортно, не важно, какое решение она приняла».
Другой пример: психолог верит в реинкарнацию. Смерть внутриутробного ребенка для него не трагедия: умрет – переродится кем-нибудь еще.
В итоге игнорируются все закрепленные в официальных документах цели – поддержка материнства, предложение альтернативы аборту. Такая установка не учитывает ни потребности в материнстве, ни потребности женщины в безопасности, в поддержке, ведь многие обязательно сохранили бы ребенка, если были бы обеспечены необходимым, если бы им уделили должное внимание, проявили заботу, поддержали. На аборт идут не от хорошей жизни, никто не стремится к этому по доброй воле.
К сожалению, мы все чаще видим, что психолог, не усвоивший традиционные, естественные для нас ценности – человеческой жизни, жизни ребенка, материнства, семьи – оказывается не на стороне ребенка, не способен поддержать будущую мать».
Представляется неверным добиваться не повышения рождаемости, а выполнения чисто статистической задачи «снижение количества абортов», отмечает эксперт. В эту статистику, по ее словам, не попадут сведения о медикаментозных абортах на ранних сроках, о применении абортивной контрацепции, сведения из частных клиник, которые скрывают объемы своей деятельности, уходя от налогов.
Христианские ценности и научные знания
«В первую очередь необходимо повышение престижа семьи, многодетной семьи, – уверена Светлана Руднева. – Не вижу других способов для этого, кроме как донести до людей традиционные христианские ценности и необходимые научные знания. Часто во время проведения обучающих семинаров приходится встречаться с медработниками, которые бывают очень удивлены тому, что в три недели у внутриутробного ребенка уже бьется сердце! Что в 6 недель энцефалограмма показывает работу мозга малыша».
Сейчас врач женской консультации, к сожалению, часто сам решает, направлять женщину перед абортом к психологу, или нет, отмечает руководитель фонда. Но врач, как правило, не осведомлен о содержании работы психолога и о возможностях помощи женщине в трудной жизненной ситуации.
А если все женщины, пришедшие на аборт, будут направляться врачами к психологам, соцработникам, на телефоны кризисной линии, то цифра 80% (согласившихся на предабортное консультирование) реальна при условии, что врач захочет мотивировать пациентку, считает Светлана Руднева.
Она рассказала, что БФ «Семья и детство» уже проводит обучение специалистов, взаимодействующих с женщинами на этапе принятия решения об исходе беременности для того, чтобы они могли оказывать необходимую беременным поддержку. Около тысячи врачей, психологов и соцработников участвуют в обучающих вебинарах для повышения профамилистических и пронаталистических компетенций (направленных на поддержку семьи и рождение детей).
«Конечно, в дополнение к государственным мерам нужна и общественная поддержка матерей, внимание каждого из нас, – подчеркивает эксперт. – Всегда можно хотя бы сделать комплимент беременной, отнестись к ней со вниманием и заботой, или помочь подняться в автобус маме с коляской. Одобрение материнства – это очень важно, и это может подарить любой человек».