В Совете Федерации сообщили ряд подробностей о согласованных межведомственной рабочей группой поправках в Семейный кодекс. По сведениям «Коммерсанта», одобрено в общей сложности 77 предложений, касающихся общих вопросов семейно-правового регулирования; комплекса мер защиты ребенка при наличии обстоятельств, представляющих угрозу его жизни и здоровью; семейно-правовой ответственности и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, вновь предлагается закрепить в законодательстве презумпцию добросовестности родителей, в соответствии с которым меры в отношении семьи не должны быть основаны на предположениях. .
Дополнение: СМИ сообщили также, что предлагается лишить органы опеки полномочий по изъятию детей и передать эти функции полиции, куда должны будут обращаться сотрудники опеки. Однако позже председатель подкомитета по гражданскому и семейному праву в Совете Федерации Елена Мизулина опровергла эти утверждения. «Относительно того, что полиция наделяется дополнительными полномочиями по отобранию ребенка, то все ровно наоборот. Сейчас полиция может отбирать, а по нашему законопроекту — нет», – подчеркнула она.
«Действующий механизм изъятия ребенка из семьи можно сравнить с топором — он просто разрубает семью на части — в одной части остаются родители, а в другой части — ребенок, которого защищают», — приводит ее слова «ПГ». Между тем, чаще всего без изъятия можно обойтись, уверена политик.
В одобренных предложениях предусмотрены три вида защиты детей от возможных угроз. Первый из них – изъятие по решению суда о лишении родительских прав, их ограничении или об отмене усыновления.
Другая возможность – «временные меры защиты», когда ребенка оперативно передают родственникам, или помещают в социальное учреждение. «Это не детский дом. Тут нет речи о сиротстве. Перечень случаев для применения временных мер защиты должен быть установлен постановлением правительства»,— подчеркнула Елена Мизулина.
«…Никакого обследования условий жизни на предмет того, чтобы выносить иск в суд, не будет. Лазание по шкафам и холодильникам будет исключаться. Временные меры защиты будут применяться только тогда, когда родитель не может выразить свою волю — либо он отсутствует дома, дети находятся дома одни, либо он без сознания, ему стало плохо или он находится в состоянии опьянения»,— пояснила она позже «Коммерсанту», отметив, что применение временных мер предлагается доверить полицейским, сотрудникам органов опеки и соцработникам.
Третий вариант – защитные меры в отношении ребенка, которые могут быть приняты по просьбе самих родителей. «Родители могут сами назначить опекуна-попечителя — крестного или родственника. Либо они могут согласиться на передачу ребенка в организацию социального обеспечения»,— пояснила сенатор.
Одобренные поправки необходимо теперь согласовать с правительством и с общественными организациями, рассказал сопредседатель рабочей группы, сенатор Андрей Клишас. Они не будут предложены в Думу единым пакетом. Вероятно, процесс их поочередного внесения продолжится в течение всей осени, предполагает Елена Мизулина.