Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин рассказал о росте детской преступности в стране. В интервью «Комсомольской правде», он сообщил, что в России более 400 тысяч подростков состоят на профилактическом учете, четверть из них преступают закон повторно. При этом, большую обеспокоенность правоохранителей вызывает увеличение числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых подростками. В 2023 году их стало на треть больше, чем в 2022, а доля групповой преступности свыше 40%.
Глава следкома считает необходимым развитие института наставничества и расширение круга трудных подростков, помещаемых в центры временного содержания (ЦВС) для несовершеннолетних правонарушителей. Бастрыкин уверен, что в ЦВС следует размещать детей, неоднократно совершивших административные правонарушения, там с ними будут работать психологи и другие специалисты, которые смогут на ранних стадиях скорректировать деструктивное поведение.
Он упомянул недавние инциденты в Белгороде и Санкт-Петербурге, где группы подростков избивали сверстников и случайных прохожих и снимали происходящее на видео. Среди факторов, провоцирующих такое поведение Бастрыкин назвал безнадзорность, отсутствие нравственных ориентиров, распространение агрессивного контента в интернете и романтизацию бандитизма в современном кино. Он добавил, что если дети все же смотрят агрессивные сериалы и фильмы, важно, чтобы они это делали вместе с теми, кто способен отделить ложное от истинного и объяснить это подростку.
Частично решить проблему может развитие в стране института наставничества и привлечение волонтеров для помощи в социальной адаптации детей-сирот и молодых людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
Напомним, что в марте правительство поддержало законопроект об отправке повторно нарушивших закон в течение года подростков до 16 лет в центры временного содержания на срок до 45 дней. Согласно инициативе, ЦВС будут наделены новыми полномочиями и переименованы в центры органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Мера будет применяться за деяния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (посягательства на «общественный порядок и безопасность, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность»). Это также коснется подростков и детей-сирот, которые два и более раз сбегали из дома и детдома, пишут «Ведомости».
Проект вызвал обеспокоенность родительских и просемейных организаций, увидевших угрозу в содержании сбегавших из дома детей вместе с криминализированными подростками. Активисты начали кампанию с требованиями не принимать такой закон.
«Очень не хотелось бы, чтобы эта инициатива, поддержанная правительством, читалась как репрессивная мера по отношению к несовершеннолетним, – рассказала тогда «Милосердию.ru» исполнительный директор благотворительного фонда «Центр святителя Василия Великого» Юлиана Никитина. – Все-таки я бы видела в этом некий новый инструмент воспитательного воздействия, когда в течение 45 дней с молодым человеком или с девушкой можно проводить социальную, психологическую работу и поддержку, и коррекцию, и диагностику».
«Понятно, что за полтора месяца человека не переделать, не исправить, но, по крайней мере, показать ему его проблемы, чтобы он их идентифицировал как свои проблемы – возможно. Можно мотивировать его на дальнейшую работу со специалистами. Кроме того, дается возможность и взрослым обратить внимание на эту проблему, и детям остановиться и как-то по-другому, серьезно взглянуть на ту ситуацию, в которой они находятся», – подчеркивает эксперт.