Текст доклада «Проблемы применения законодательства при отчете опекуна за расходование средств несовершеннолетних подопечных» опубликован в открытом доступе в сети. Его подготовили в Институте семейных и просветительских правовых программ (ИСППП), опросив 31 эксперта из 17 субъектов РФ – приемных родителей, опекунов и попечителей.
По словам исследователей, при сдаче отчетов могут предъявляться различающиеся и не основанные на законе требования.
Основные выявленные проблемы касаются непосредственно сдачи отчета в органы опеки и попечительства, расходования средств, предназначенных подопечному, и коммуникации с сотрудниками органов опеки.
Так, в ряде регионов от опекунов требуют предоставлять чеки по всем тратам, включая мелкие расходы; требуют выполнять не предусмотренные законом действия (например, прилагать к отчету характеристику на детей из школы, или обнулять к концу года номинальный счет, на который поступают выплаты).
«Часть органов опеки уверена, что пенсии или алименты тратить нельзя вовсе, и их необходимо «копить».
В ряде случаев для этого даже вынуждают опекунов в нарушение законодательства закрывать номинальные счета и аккумулировать средства на счетах ребенка», – говорится в докладе. В других регионах, по словам его авторов, опекунов ограничивают в размере трат из получаемых на содержание ребенка средств, а также алиментов и пенсий.
Также нарекания вызывают бюрократические проволочки при приеме отчетности, затруднительные требования подачи документов через МФЦ, изменения требований в ходе приема отчетов, хамство сотрудников опеки и случаи прямого обмана с их стороны.
«Трудности порождены, прежде всего, низким уровнем юридической грамотности сотрудников органов опеки.
Это приводит к тому, что опекуны не могут получить от них не только разъяснений по вопросам заполнения отчета, но и даже информацию об изменении законодательства: сотрудники сами ею не владеют», – заявили исследователи.
В результате, по их словам, органы опеки создают и используют произвольные, не основанные на законе правила, «которые могут отличаться не только в подразделениях органов опеки внутри одного региона, но и даже внутри одного отдела опеки разные сотрудники выставляют опекуну разный набор требований».
Сотрудники органов опеки не имеют единой базы знаний по вопросам отчетности опекуна.
Применение законодательства в данной области не является для них простым и очевидным. Значительная часть сотрудников, вероятно, не знакома с нормами законодательства по этому вопросу или не понимает их, отмечается в докладе.
Среди рекомендаций, составленных по результатам исследования – обучение сотрудников органов опеки для единообразного понимания того, что все выплаты на ребенка (пособия, пенсии, алименты) должны начисляться на номинальный счет опекуна (попечителя) и расходоваться на ребенка, а не копиться.
Также необходимы разъяснения нормы о том, какие чеки необходимо прилагать к отчету, и упрощение его формы. Для этого нужны подготовленные на федеральном уровне единые методические рекомендации по приему отчетности, и памятки для опекунов по ее составлению, считают в ИСППП.
«Распространяйте, распечатывайте. Прочитали — передайте другому.
Мы разошлем этот доклад в бумажном виде всем «заинтересованным регионам» и, конечно, всем нужным людям на федеральном уровне», – заявил соавтор доклада, научный директор ИСППП адвокат Антон Жаров.
По его словам, для получения бумажной копии необходимо сообщить свой почтовый адрес с индексом на адрес электронной почты, опубликованный в сообщении по ссылке. Прочитать или скачать доклад в электронном виде можно здесь.