Законопроект, предусматривающий обязательное участие адвокатов в делах о восстановлении дееспособности, подготовит правительство совместно с Верховным судом, Советом по правам человека (СПЧ), федеральными уполномоченными по правам человека и по правам ребенка. Такое поручение по итогам встречи с членами СПЧ дал президент России Владимир Путин.
Во время этой встречи, прошедшей в декабре 2022 г., член СПЧ, адвокат Шота Горгадзе, обратил внимание главы государства на то, что лишенные дееспособности люди, обращаясь в суд для ее восстановления, не могут нанять адвоката, потому что не имеют права заключать сделки. По его словам, необходимость обязательного участия адвокатов в таких делах подтверждают Минтруд, Адвокатская палата, и институт психиатрии им. Сербского.
Права людей с психическими расстройствами на адекватное судебное представительство нарушаются, в первую очередь, уже при лишении дееспособности. На решение этой проблемы должны быть направлены усилия, прокомментировала президентское поручение клинический психолог, организатор общественного движения СТОП ПНИ Мария Сиснева.
«Так, недавно я разговаривала с человеком, у которого диагностировали параноидную шизофрению, а потом выяснилось, что выдвинутые им объявления не являлись параноидными, то есть это был не бред. По его словам, так называемое судебное заседание по лишению его дееспособности проходило в актовом зале больницы. Там сидели несколько людей – он и другие пациенты. Мужчину вызвали к столу, спросили фамилию, имя и отчество, задали еще какой-то дополнительный вопрос – и все. Он и не понял, что это было, и никто ему не объяснил этого», – рассказала она «Милосердию.ru».
«Тот же Нагатинский суд в Москве иногда за одно заседание лишает дееспособности до 25 человек. В таких случаях присутствие адвокатов просто необходимо. Хотя, конечно, и при восстановлении дееспособности они обязательно нужны», – подчеркивает эксперт.