Дополнение: 9 декабря в редакцию поступили и были добавлены в текст ниже комментарии лидера движения «Инвалиды Интеграция» Сергея Моисеева.
КС РФ рассмотрел жалобы на несправедливость при установлении выплат. Одна из заявительниц ухаживает за инвалидом I группы и считает, что ей ничуть не проще это делать, чем тем, кто заботится об инвалиде с той же группой с детства, получая пособие по уходу (пособие ЛОУ) в размере 10 000 руб. в месяц. Другая, напротив, ухаживала за недееспособным инвалидом I группы с детства, но не была ему ни матерью, ни усыновителем, ни опекуном, и также получала не 10 000, а 1200 рублей в месяц.
В Конституционном суде пришли к выводу, что эти жалобы нужно отклонить, ведь выплаты для осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми не закреплены в Конституции. Судьи пояснили, что более высокие выплаты по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы были введены с учетом финансовых возможностей государства и обусловлены желанием в приоритетном порядке поддержать именно эти, наиболее уязвимые категории.
«С одной стороны, КС настаивает на том, что государство уделяет особое внимание детям, признает за ними особую нуждаемость в помощи, чем и оправдывается то, что выплаты родителям выше – 10 000 руб. Но эта, казалась бы, стройная логика, на мой, конечно же, непрофессиональный взгляд, разбивается о тот факт, что дети, получается, нуждаются в особом внимании, только если за ними ухаживает родитель или опекун. Если же его нет (умер) и уход осуществляет иной родственник или не-родственник совсем – тот же самый ребенок будет получать всего 1200 руб. на уход. Именно в такой ситуации находится, кстати, одна из заявительниц иска в КС», – рассказала «Милосердию.ru» лидер движения «Право на уход» Светлана Штаркова.
Она назвала неубедительными объяснение разницы в выплатах ссылкой на Семейный кодекс, согласно которому родители обязаны заботиться о детях, опекуны о подопечных, а другие лица не имеют такой обязанности. Из этого не следует, что на уход за инвалидом им надо меньше средств, подчеркивает эксперт.
«На мой взгляд, КС никак не прокомментировал в своем решении ситуацию, когда разница в выплатах обусловлена временем возникновения инвалидности. Допустим, два 19-летних парня имеют одинаковую черепно-мозговую травму из-за автомобильной аварии, за каждым из них ухаживает мама. Но первый попал в аварию в 17 лет, поэтому имеет статус инвалида с детства и получает 10 000 руб. на уход, а второй попал в аварию в 19 лет и имеет статус просто инвалида, и его мама получает всего 1200 руб. Как время наступления инвалидности может в такой ситуации влиять на нуждаемость и сложность ухода – мне не понятно. Так что, мягко скажем, меня очень расстроило такое решение, конечно же, надежды у всех были на иное», – отмечает лидер движения «Право на уход».
По ее словам, активисты намерены продолжать борьбу за адекватный размер пособий ЛОУ. 7 января на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) выйдет петиция о повышении пособия по уходу за инвалидами и престарелыми. «Мы просим всех неравнодушных ее подписать, потому что если мы наберем 100 000 подписей, нашу петицию будет обязано рассмотреть правительство», – пояснила Светлана Штаркова.
«Почти 2 года мы, наше сетевое движение «Инвалиды Интеграция», проводили работу, направленную на восстановление, как мы считаем, нарушенного права инвалидов I группы и их ЛОУ, в том числе части инвалидов I группы с детства, с привлечением судебной системы нашей страны», – рассказал «Милосердию.ru» лидер движения Сергей Моисеев.
Действия, имеющие признаки дискриминационности в отношении инвалидов, начались в 2013 году, когда их разделили на категории с очень разным размером господдержки, хотя по совокупности показателей объем и тяжесть ухода для всех них одинаковые или сравнимые, считает он.
«В 2019 году признаки дискриминационности были усилены: одним поддержка была справедливо, с учетом роста стоимости жизни, увеличена до 10 000 руб. в месяц. Но другим оставлена на прежнем уровне – 1200 руб. Так называемая компенсационная выплата за утрату заработка для ЛОУ в размере 1200 руб., исходя из их правового положения, а нередко и фактически, оставила их без средств к существованию. Возможность выживания этих ЛОУ и их инвалидов по сравнению с другими стала меньше в 8 раз. Все это, конечно, не могло не вызвать крайнего возмущения людей и их многолетних бесчисленных обращений в органы власти с требованием повысить выплату. В ответ всегда шел и идет неизменный отказ и бессодержательные издевательские отписки не по существу», – рассказал активист.
По его словам, в такой ситуации в движении решили жаловаться в Конституционный суд, перед этим пришлось пройти все суды низшего уровня, что заняло около двух лет. Принятое теперь решение, содержащее окончательный и не подлежащий обжалованию отказ, было опубликовано 6 декабря 2023 г.
«Мы не имеем намерения вступить в спор с глубокоуважаемыми судьями Конституционного Суда Российской Федерации, обладающими по определению высочайшей квалификацией и высочайшей компетенцией, – отметил Сергей Моисеев. – Мы имеем лишь желание проявить свое мнение, основанное на наших обычных, нормальных человеческих представлениях, житейском опыте и общеизвестных фактах и высказать некоторые замечания.
Размер компенсационной выплаты по уходу в 1200 рублей в месяц как единственный доход гражданина, осуществляющего уход за тяжелым инвалидом, не является достаточным не только для обеспечения ему достойной жизни, но ставит под угрозу и саму его жизнь. Убеждены, что с этим, хотя бы внутренне, согласны ВСЕ.
При этом, как нам известно, КС уже решал аналогичные задачи. В одном из решений Суд указал: «законодатель <…> должен, в свою очередь, определить минимальный размер трудовой пенсии по старости, обеспечивающий по крайней мере такой жизненный уровень, при котором – <…> – не ставилась бы под сомнение сама возможность достойной жизни гражданина как пенсионера, <…>, и тем самым не умалялось бы его человеческое достоинство». Да, КС не назначал и не устанавливал конкретных сумм, но все же говорил об определенном размере социальных обязательств государства и критериях такого размера. То есть фактически вмешивался в процесс распределения публичных ресурсов или как минимум оказывал влияние.
В своих более ранних решениях по социальным вопросам и пособиям КС не единожды повторял, что введение произвольных различий в правах лиц, находящихся в одинаковом положении, недопустимо. Полагаем, что на этот раз в Определении Суда вопрос о том, почему родители инвалида I группы с детства и категории без детства получают от государства поддержку с 8-кратной разницей остался без ответа. Очевидно, что такая вопиющая несправедливость является фактором, провоцирующим социальную рознь, озлобленность и нетерпимость, что недопустимо. В этом смысле судьи КС также взяли на себя такую ответственность.
Полагаем также, что Суд в своем Определении имел возможность указать на то, чтобы хотя бы выполнялись конституционные нормы об индексации социальных пособий, какими являются выплаты по уходу. Но не сделал этого».
«Обращение в КС многими воспринималось как последняя надежда на устранение дискриминации в отношении них. Она, к сожалению, не оправдалась. С одной стороны, такое решение КС озадачивает, так как, возможно, содержит большой разрушительный потенциал. С другой, парадоксальным образом, усиливает наши позиции в нашей работе во взаимодействии с властью и другими конструктивными структурами по созданию в стране современной сбалансированной системы надомного ухода за гражданами, нуждающимися в нем», – подчеркивает лидер движения «Инвалиды Интеграция».