Житель Челябинска Александр Смольников, добивающийся компенсации за незаконное признание умственно отсталым в детстве, должен будет пройти новую психиатрическую экспертизу. Ранее врачи предупреждали его, что в таком случае диагноз, неоднократно опровергнутый, может быть и восстановлен.
О проведении нового исследования ходатайствовали представители ответчиков – городского комитета по делам образования и областного центра диагностики и консультирования, передает 74.ru. Между тем, сам истец и его адвокат считают новую экспертизу бессмысленной – в любом случае она будет оценивать сегодняшнее состояние мужчины, а не ситуацию, когда он ребенком без должных оснований был помещен в учреждение для детей с умственной отсталостью.
«Я не состою на учете у психиатра. Три года назад получил водительские права, а умственно отсталым их не дают. У меня оформлены все документы на квартиру. Я боюсь того, что меня начнут спрашивать по школьным предметам, которые я не проходил, у меня уровень образования пятиклассника, потому что в интернате нам давалась только такая программа», – заявил Александр Смольников.
Суду были предоставлены справки, выданные по результатам его обследований в подростковом возрасте областной психиатрической больницей. В них указаны два диагноза – «легкая степень умственной отсталости» и «психически здоров».
Отсутствие нарушений в психике истца подтвердило также обследование специалистами призывной комиссии, и независимая экспертиза, проведенная бывшим директором областного центра диагностики и консультирования, где в свое время ребенку ежегодно подтверждали диагноз.
Александр Смольников в раннем детстве остался без попечения родителей. В шесть лет он был направлен из детского дома в школу-интернат для сирот с нарушением интеллекта, где и провел 10 лет. После окончания учебы комиссия военкомата, проверявшая его годность для службы в армии, признала молодого человека здоровым.
Позже выяснилось, что причины, по которым он был помещен в учреждение «восьмого вида», неизвестны, и до сих пор суду не удалось их установить. Как говорят представители комитета по образованию, решение приняла психолого-медико-педагогическая комиссия, в те годы действовавшая при детдоме. Но кто в нее входил, и чем она руководствовалась, так и не выяснено.
По словам мужчины, в интернате он подвергался многолетним унижениям, и лишился возможности получить нормальное образование. В качестве компенсации он требует выплатить ему 700 тысяч рублей, но основным мотивом обращения в суд называет желание оградить от подобной участи других детей.