Суд Центрального района Челябинска отказал в удовлетворении иска жителя этого города Александра Смольникова. Сирота, выросший в интернате для детей с нарушениями (ДДИ), и признанный затем здоровым, требует возмещения за ложный диагноз, лишивший его нормального детства и полноценного образования.
«В мотивировочном решении он (судья – ред.) сказал, что умственная отсталость вылечилась таблетками и что истец не воспользовался проведением экспертизы. А зачем? Мы уже заявили, что диагноза нет. И когда мы заявили, что не оспариваем диагноз, потому что его нет, судья резко поменял свое мнение и сказал, что тут тогда осталась одна только загвоздка. После этого он быстренько исследовал дело и вынес решение за 5 минут», — рассказал Александр Смольников корреспондентам 31TV.RU.
«Умственная отсталость не лечится, она на всю жизнь. Мы будем до конца идти, вплоть до ЕСПЧ, если это будет так продолжаться. Я не остановлюсь», — подчеркнул истец, отметив, что провести экспертизу ему помешало отсутствие средств.
«У нас сложилось мнение, что судья вынес решение, воспользовавшись отсутствием СМИ. Я просил его перенести на другое время. Мой адвокат предполагает, что мне отказали потому, что если бы я получил хоть какую-то мало-мальскую компенсацию, то это бы создало прецедент, и много других людей тоже пришли бы за деньгами», — заявил Александр Смольников.
Медики в суде объясняли сложившуюся ситуацию тем, что в разные годы для диагностики использовались разные правила. По прежним методам истец признавался умственно отсталым, а по современным – нет, передает их слова 74.ru. Также сотрудники больницы подтвердили, что воспитанника ДДИ отправляли к ним за плохое поведение.
«Я считаю, что меня отправляли на несколько месяцев, потому что я был неудобным для воспитателей, педагогов. Они предпочитали отправлять на лечение вместо того, чтобы выяснить причины плохого поведения, — отметил истец. — В больнице меня не выпускали на улицу по два месяца, поили таблетками, от которых были головные боли. Может ли ребенок в таких условиях показывать хороший результат?! Для меня вполне логично то, что сейчас я прохожу тест и получаю более высокие баллы, потому что нахожусь в нормальных условиях».
«Представители психиатрической больницы и детский психиатр под протокол подтвердили, что в больнице, куда Александр помещался на несколько месяцев, проводилось одновременно и лечение, и диагностика, то есть его уровень оценивался во время приема сильных препаратов», – заявил корреспондентам юрист Денис Резниченко.
«Я остался без нормального образования, без хорошей зарплаты, поэтому буду доказывать, что время, проведенное в интернате, сломало мне жизнь», – подчеркнул мужчина.
Александр Смольников в шесть лет был направлен из детского дома в школу-интернат для сирот с нарушением интеллекта, где и провел 10 лет. После окончания учебы комиссия военкомата, проверявшая его годность для службы в армии, признала молодого человека здоровым.
Позже выяснилось, что причины, по которым он был помещен в специализированное учреждение, неизвестны. Как заявляли представители комитета по образованию, решение приняла психолого-медико-педагогическая комиссия, в те годы действовавшая при детдоме. Но кто в нее входил, и чем она руководствовалась, осталось неизвестным. Во время пребывания ребенка в интернате диагноз регулярно подтверждали в областном центре диагностики и консультирования.
По словам мужчины, в интернате он подвергался многолетним унижениям, и лишился возможности получить нормальное образование. В качестве компенсации он требовал выплатить ему сперва 700 тысяч, а затем – 10 миллионов рублей, но основным мотивом обращения в суд называет желание оградить от подобной участи других детей.