Федеральный ресурсный центр ПМПК направил руководителям психолого-медико-педагогических комиссий субъектов РФ разъяснения об обучении детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью.
«Обращаем ваше внимание, что в заключениях ПМПК рекомендации типа «обучение на дому», «не подлежит обучению», «необучаемый» и тому подобное недопустимы», – говорится в тексте документа.
Понятия «необучаемый ребенок» не существует с момента вступления в силу закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то есть с 1 сентября 2013 года.
«Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития <…> образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую образовательные потребности обучающихся», – написано в разъяснении.
СИПР разрабатывается для каждого ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе рекомендаций ПМПК.
Конечно, для обучения детей, нуждающихся в СИПР, необходимы специальные условия. Это может быть использование специальных образовательных программ и методов обучения, специальных учебников и технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания школ, напоминает ФРЦ ПМПК.
Поводом для написания разъяснений стали данные Росстата, согласно которым в 2018-2019 году в некоторых регионах увеличилось количество детей 7-18 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях в соответствии с заключением ПМПК.