25 апреля на форуме «Сообщество» в Казани был представлен разработанный по президентскому поручению план развития российского волонтерства. Документ прокомментировали для портала Милосердие.ru в Службе добровольцев «Милосердие», и в Добровольческом движении «Даниловцы».
Детальный план по развитию волонтерства в РФ, разработанный группой экспертов Общественной палаты и Агентства стратегических инициатив, содержит конкретные предложения по развитию и поддержке добровольной помощи в различных областях – от здравоохранения и действий в случаях ЧС до культуры и образования. Они были разработаны по итогам открытых слушаний, прошедших в 60 регионах России.
«Среди предложений – создание межведомственных комиссий или советов, которые послужили бы площадкой прямого диалога властей и волонтеров, а также создание единого интернет-ресурса добровольных помощников всей России», – рассказали в ОП РФ.
Также в числе инициатив, представленных в проекте – закрепление в законе понятия о волонтерстве (добровольчестве), закрепление полномочий федеральных органов исполнительной власти в области его поддержки, обобщение лучших волонтерских практик, установление налогового вычета для организаторов волонтерства, создание в регионах структур по развитию волонтерства, и другие.
В дальнейшем проект будет представлен на утверждение в правительство России. Он станет приложением к концепции развития добровольчества, которую готовит Минэкономразвития РФ, рассказал сопредседатель Ассоциации волонтерских Артем Метелев.
Ирина Мерная, координатор службы добровольцев «Милосердие»:
– Конечно, взаимодействие добровольческих организаций с госструктурами необходимо. И для нас важно, чтобы какие-то моменты при этом были закреплены законодательно. Нужно, чтобы сотрудники государственных учреждений воспринимали волонтеров, как равных, и для этого их статус должен быть подтвержден законом. Важна возможность заключать договора с теми учреждениями, в которых трудятся добровольцы, чтобы у этого служения была постоянная основа.
Но нужно помнить, что добровольчество по своей природе – очень «личное» явление. Оно не может существовать лишь как действия по какому-то четкому регламенту или инструкциям – потому, что это всегда личный отклик человека на чью-то беду. Это очень важный момент.
То, о чем сейчас идет речь – формальные инициативы. Конечно, они нужны. Сейчас, к сожалению, возможны такие ситуации, когда, например, для работы добровольцев в больницах где-то требуют пройти флюорографию, где-то – сделать все прививки, а где-то хотят, чтобы волонтеры прошли полное обследование.
Между тем, опыт нашей работы показывает, что очень важна возможность при необходимости оперативно направлять добровольных помощников с одного направления помощи на другое. Мы говорили об этом на стадии обсуждения проекта. Но, насколько я понимаю, определение требований к волонтерам пока что хотят оставить в ведении медучреждений.
Будут ли работать предложенные в проекте схемы – например, единого ресурса с базой данных по волонтерам? Попытки создать нечто подобное предпринимались не раз. Сейчас есть проект Мосволонтер, достаточно живое объединение добровольческих организаций. Но это – объединение на уровне руководителей, поиски общих ресурсов. По указке добровольческие организации не объединятся, т.к. они добровольческие, связаны с личной инициативой какого-то конкретного человека. И у каждой из них своя специфика, свое направление работы.
Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы»:
– Насколько я понимаю, в основу этого документа положены разработки межведомственной группы при АСИ. При подготовке были учтены мнения разных сторон, и в целом его направленность представляется позитивной.
Важно, что авторы ставят вопрос о необходимости корректировки законодательных актов, имеющих отношение к теме волонтерства и добровольчества – но при этом не настаивают на принятии какого-то единого, универсального закона.
С другой стороны, чувствуется, что в первую очередь здесь идет речь об интересах окологосударственных и официальных структур. Создание общего портала, единый календарь всех значимых мероприятий, и так далее.
Сама по себе такая синхронизация всех действий в чем-то может быть и полезна. Но, на мой взгляд, при таких масштабах деятельности невозможно будет говорить об обратной связи – там, где речь идет о миллионах участников, голос одного волонтера, одной организации, вряд ли будет иметь вес. На мой взгляд, живая конкуренция благотворительных проектов – не за деньги, а за востребованность – это и есть двигатель для развития в этой сфере.
Положения о разработке методических рекомендаций, изучение опыта – все это очень позитивно и нужно, и наше движение, наша школа социального волонтерства этим занимается. Вопрос вот в чем: по нашему опыту, это не требует каких-то существенных затрат – только опросить людей, проанализировать результаты… Вопрос в следующем: если это не было сделано за столько лет – сможет ли что-то изменить новый документ?
Самый важный вопрос к этому проекту – насколько он помогает преодолеть серьезнейший разрыв между окологосударственным волонтерством, и волонтерством НКО, насколько он меняет отношение к тем, кто действует по собственному почину? Неоднократно приходилось слышать от чиновников откровенно выраженную позицию: волонтерство – это ваш выбор, ваши проблемы, вы должны эти проблемы решать.
Важно, чтобы представители государства перестали воспринимать волонтеров как каких-то неполноценных людей. Сейчас такое отношение встречается постоянно. «И что, правда люди ходят бесплатно помогать? А какую они имеют выгоду? Никакой? Такого не бывает». Воспринимают, как армию бездельников: выгнали с работы, из вуза, бездарь.
Кто-то говорит об этом прямо, кто-то – в завуалированном виде. Но основное понимание сейчас – что волонтеры – бездельники, которые решают бесплатно какие-то задачи, поэтому давайте их организуем. И я не уверен, что предложенный теперь проект поможет в преодолении таких стереотипов.
– В чем смысл предложений о закреплении понятия волонтерской (добровольческой) деятельности?
– Насколько я знаю, в российском законодательстве сегодня слово «волонтер» упоминается в связи с сочинской олимпиадой и чемпионатом мира по футболу, а в остальной законодательной базе его нет. Сам я за то, чтобы отождествить понятия «волонтерство» и «добровольчество». Но, как я понимаю, в Минюсте есть какие-то специфические возражения и аргументы против этого. Хотя на мой взгляд слово «волонтер» уже прочно вошло в нашу культуру – а «доброволец» ассоциируется скорее с теми, кто поедет, например, в зону боевых действий…
– Как можно оценить предложения по налоговым вычетам для организаторов волонтерской деятельности?
– Этот пункт вызывает скорее недоумение. Даже когда речь идет о перечислении пожертвований, предприниматели не используют возможности налогового вычета, потому что механизм его получения очень сложен и доставляет массу проблем. Как эта схема будет работать здесь, при том, что затраты на организацию волонтерства обычно весьма невелики?