Петербургское НКО «Перспективы» не готово проигрывать в своей борьбе за особых людей. 13 апреля, в Фейсбуке сотрудница благотворительной организации, общественный деятель Светлана Мамонова опубликовала пост по теме сопровождаемого проживания и проблемам, которые сопровождают его внедрение в России.
Речь идет о негосударственных домах сопровождаемого проживания, которые являются альтернативой психоневрологическим интернатам. По словам Мамоновой, в 2019 году Министерство труда РФ признало, что «в интернатах беда и их нужно менять, а людей постепенно выводить». Было и соответствующее указание на проблему со стороны президента России Владимира Путина. Однако до сих пор не принято никаких законов о сопровождаемом проживании и соответствующих обязательствах государства. Есть лишь рекомендации, которые носят необязательный характер. Кроме того, как пишет Светлана, позиция чиновников «переворачивает все благие идеи с ног на голову».
«Сопровождаемое проживание – это для тех, кто со временем может научиться жить самостоятельно и человеку надо только помочь на каком-то этапе. А те, кто никогда не смогут жить самостоятельно и будут нуждаться всю жизнь в круглосуточном постоянном сопровождении, должны оставаться в стационарах», – цитирует Мамонова директора Департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда Тараса Васько.
По мнению общественницы, печальные последствия такого решения не заставят себя ждать: оставшиеся жители с тяжелой инвалидностью не смогут никогда никому пожаловаться, так как раньше на них обращали внимания благодаря подопечным, у которых меньшие проблемы со здоровьем, и которые могут позаботиться и о себе, и о соседе по палате.
«И нет больше никакой возможности достучаться и рассказать, что происходит в интернате, позвать на помощь. Нет больше в ПНИ Сашки и Генки, которые звонят по 100 раз на дню и рассказывают о том, как их обидели, как не дали им погулять сегодня. Не будет больше Андрюхи из ПНИ какой-нибудь области, который пишет мне о несправедливости начисления пенсии и готов писать жалобы, Оли – о том, что сотрудница по ночам регулярно бьет Вальку из ее комнаты… Будет тишина…», – рисует Светлана мрачную картину будущего постояльцев ПНИ в случае, если сопровождаемое проживание будет возможным только для тех, кто способен жить самостоятельно.
Общественная организация «Перспективы» шесть лет назад открыла дом сопровождаемого проживания в деревне Раздолье. Во время пандемии волонтеры взяли из интернатов шестерых подопечных, самых сложных по здоровью. Все они за минувший год продемонстрировали хорошие результаты в адаптации.
«Один чиновник, не стесняясь, называл таких ребят «трупиками». Так вот за год жизни в доме эти ребята расцвели. И они перестали выглядеть как мертвецы, в их глазах появилась жизнь, а не предчувствие смерти и страдание. Сейчас в деревне Раздолье у нас смешанные группы – и сильные, и слабые. Всегда намного легче и сотрудникам, и финансово содержать группу, где люди с разными навыками, особенностями, потому что каждый из них помогает другому. Кто-то может пойти в магазин, кто-то поможет мыть комнату. Некоторые ребята кормят того, у кого руки не работают, и он не держит ложку», – рассказала Светлана «Милосердию.ру».
В «Перспективах» уверенны, что в вопросе внедрения сопровождаемого проживания важна огласка и участие неравнодушных людей. Заинтересованные лица, прежде всего, родители детей-инвалидов, которым в будущем может грозить проживание в ПНИ, могут оставить соответствующее обращение на сайте Минтруда России.