Активное обсуждение в соцсетях вызвал рассказ замглавы думского комитета по семье Татьяны Буцкой о подготовке законопроектов, предусматривающих в том числе перинатальную опеку. Мы решили выяснить, о чем сейчас идет речь, что может дать и чем может грозить применение подобных технологий.
По словам политика, в законопроектах говорится о возможности получения паллиативного статуса ребенком до рождения, у которого врачи выявили серьезные патологии. Мамам таких детей, а также тем, чья беременность наступила в результате изнасилования, предлагается дать возможность выносить ребенка при комплексной государственной поддержке (юридической, медицинской, психологической и т.д.), а потом отказаться от новорожденного или оставить его себе. Как показывает практика, выносившая ребенка женщина в значительной части случаев уже не захочет его отдавать.
Как паллиативный статус до рождения поможет тем, кто не хочет отказываться от ребенка?
«Паллиативный статус у плода дает возможность семье, принявшей решение сохранить беременность, получать дополнительную поддержку от специалистов по паллиативной помощи, – рассказала «Милосердию.ru» руководитель программы перинатальной паллиативной помощи Детского хосписа «Дом с маяком» Оксана Попова. – Такой семье – родителям, а в особенности беременной женщине, необходима особая поддержка: психологическая, информационная.
Важна подготовка к рождению тяжелобольного малыша. В родах особенно необходима поддержка специалиста по паллиативной помощи, который окажет помощь и папе, и маме, окажет психологическую помощь в кризисной ситуации, поможет в прощании с ребенком в случае его гибели».
Кроме того, многим детям паллиативная помощь нужна сразу после рождения, но сейчас время теряется на оформление врачебной комиссии после родов. Нуждаемость в паллиативной помощи никогда не лишает пациента возможности получать все виды медицинских услуг, положенных по ОМС, но пациенты с тяжелыми, смертельными диагнозами всегда нуждаются в особой дополнительной поддержке, оказывать которую обучены именно врачи паллиативной помощи.
Есть множество примеров, когда во время беременности ребенку ставили серьезные диагнозы, но после родов страшные ожидания не оправдывались, отмечает Татьяна Буцкая, приводя примеры из практики детского хосписа «Дом с маяком», где организуют «паллиативные роды». Оказалось, что у части рожденных там детей паллиативный статус позже был снят. Ранее «Милосердие.ru» сообщало об успешном опыте устройства в семью детей с паллиативным статусом.
О поисках выхода для тех случаев, когда женщина не хочет прерывать жизнь ребенка, но не готова стать его матерью, Татьяна Буцкая рассказала в конце января 2024 г. на радио «Вера». Готового решения еще нет, пояснила она, работа продолжается, но речь идет о перинатальной опеке, перинатальном усыновлении, о поиске новой семьи во время беременности.
«…когда данная женщина знает, что, родив ребенка, его усыновят. То есть она не берет грех на свою душу, она дает человеку жизнь. Счастливые новые родители, ребенок жив, растет. И при этом та ситуация, которая началась с трагедии, она меняется потом в результате рождения любого ребенка. Это счастье для той семьи, и для этой женщины – это тоже выход из ужасного положения. Но я опять-таки повторяю, что это тема, над которой мы еще работаем, и здесь надо говорить прямо очень точно, подбирая слова, то есть кого и как мы вот этим спасаем. Но то, что идея законопроекта про спасение, это совершенно точно», – говорит разработчик.
«Такой закон может стать как спасением, так и тревогой для семей в зоне риска», – уверена глава БФ «Женщины за жизнь» Наталья Москвитина.
По ее словам, важно понять, идет ли тут речь об использовании того же механизма, что применяется, например, в США. Многие помнят историю Стива Джобса – его кровная мать отказалась от него и передала младенца усыновителям.
«Казалось бы, позитивный опыт – но как он может выглядеть у нас, с учетом наших условий, особенно в регионах? Ни в коем случае не должно быть такого, чтобы приемная семья получала приоритет над кровной. Пока что мы видим, как в регионах малоимущим женщинам предлагают сделать аборт вместо того, чтобы поддержать их семьи. Конечно, возникают опасения, что наряду с паллиативным статусом нерожденного ребенка или социальными показаниями к аборту, поводом для перинатальной опеки станет бедность. Поэтому такой закон встревожит многих, о нем будут спорить», – подчеркивает руководитель фонда.
Предложения о перинатальной опеке Татьяна Буцкая выдвигает уже давно, речь идет о помощи женщинам, которые не готовы быть мамами своих детей, о предложении не убивать своего ребенка, а отдать семье, которая будет его воспитывать после рождения, рассказала «Милосердию.ru» руководитель направления защиты материнства Синодального отдела по благотворительности, директор кризисного центра «Дом для мамы» православной службы «Милосердие» Мария Студеникина.
«Это зарубежная практика, довольно успешная, в России она пока не распространена. Но это и очень хорошая помощь людям, которые не могут иметь детей. Конечно, прежде чем принимать законы, надо тщательно изучить все нюансы и исключить возможные риски злоупотреблений. Но нужно использовать все возможности для того, чтобы избежать аборта и сохранить жизнь ребенка», – подчеркивает эксперт.