Минздрав России и администрации нескольких регионов подведут итоги эксперимента, в ходе которого транспортные услуги при оказании скорой и неотложной медпомощи предоставляли негосударственные структуры. Об этом говорится в поручениях президента РФ, опубликованных на его официальном сайте.
В соответствии с документом, министерство и региональные власти проведут анализ результатов реализации проектов, осуществленных в Мари Эл, Чувашии, Пермском крае, в Архангельской, Вологодской и Кировской областях.
При этом необходимо будет указать классы используемых автомобилей, условия и сроки их эксплуатации; уточнить рентабельность услуг и механизм формирования тарифов; а также – определить возможность и условия продолжения соответствующих проектов по истечении срока их реализации.
Минздраву России поручено совместно с Минэкономразвития России «провести анализ бизнес-моделей аналогичных проектов по передаче функций по предоставлению транспортных и иных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сотрудничестве с негосударственными организациями».
Кроме этого, в министерстве должны будут рассмотреть вопрос о целесообразности установления мер ответственности при оказании услуг негосударственными организациями за нарушение требований, предъявляемых к оказанию скорой и неотложной помощи, в том числе требований, предъявляемых к автомобилям.
«Два года назад, когда этот эксперимент начинался, была серьезная дискуссия: было уже понятно, что проект может породить массу проблем, – рассказал порталу Милосердие.ru президент Лиги пациентов Александр Саверский. – Я в принципе с настороженностью отношусь к частному капиталу в медицине.
Сейчас нам гарантирована помощь силами государства, и понятно, с кого за это спрашивать. Если это будут частные компании, то спрашивать с них можно будет только в рамках договора. Представьте себе: вот в определенном регионе работает та или иная частная компания. Потом она прекращает работу, и уходит с рынка. Кто будет обеспечивать оказание медпомощи?
Другой аспект: два года назад сумма финансирования перевозок по скорой и неотложной помощи при переходе на сотрудничество с частными компаниями, не уменьшились, а кое-где даже увеличилась. Не думаю, что за прошедшее время что-то принципиально изменилось. При этом частники выбирали контракты на столицу, областные центры, густонаселенные районы. Что касается малонаселенных районов, удаленных от городов, то они были оставлены на муниципалитеты со всеми вытекающими последствиями.
То, на чем делались основные деньги, взяли частные компании, а то, что требовало серьезных расходов, где большие расстояния, плохие дороги, где можно угробить технику – осталось государству.
Частник всегда будет экономить – и это естественно. Но вы же не хотите, чтобы он экономил на вашем здоровье? Не вполне понятно, какой смысл в этом эксперименте с точки зрения государственной пользы. Как может главнокомандующий командовать армией, которая находится в частной собственности и управляется через страховые компании?..»