Более 87 тысяч человек поддержали интернет-петицию с требованием распространить право получения пособия по уходу за инвалидами (ЛОУ) на лиц, получающих пенсию. Такое решение не только справедливо, но и выгодно для государства, подчеркивают в родительском сообществе – ведь содержание инвалидов в казенных учреждениях обходится гораздо дороже.
«Пособие по уходу за инвалидом не должно зависеть от назначения пенсии, так как в этом случае происходит дискриминация одной из наиболее уязвимых и социально незащищенных категорий граждан – родителей-пенсионеров, осуществляющих уход за повзрослевшими детьми-инвалидами, а часто и за своими престарелыми родителями-инвалидами, – говорится в обращении.
– Назначение пособия по уходу ЛОУ и назначение пенсии никак не связаны между собой. Также пособие ЛОУ не должно зависеть от степени родства и его размер должен быть одинаков для всех ЛОУ».
«Мы просим не милостыню, а просим просто признать трудом наш тяжелейший труд, приравнять его к труду социального работника – и оплачивать его по достоинству, только и всего», – подчеркивают авторы петиции. В частности, речь идет о пособии по уходу за ребенком-инвалидом, размер которого с 1 июля 2019 г. был увеличен до 10 тысяч рублей.
«Пенсионеры никогда не получали выплат по уходу – с самого начала в указе, которым они были установлены, речь шла о лицах трудоспособного возраста, – пояснила Милосердию.ru председатель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елена Клочко.
– Считается, что социальное пособие, которое замещало им зарплату, уже не может распространяться на того, кто получает пенсию.
Но есть другая сторона вопроса: многие льготы и выплаты после 18-летия ребенка-инвалида прекращаются. И семья остается один на один со взрослым ребенком, который ничуть не изменился – но остался без дополнительного дохода. Родитель начинает получать чаще всего социальную пенсию, без выработки стажа, и т.д. И наши опросы показывают, что таким семьям приходится очень тяжело.
Я предложила бы здесь думать не о правах на пенсии и пособия, а о профилактике попадания людей в психоневрологические интернаты или дома престарелых. Ведь стоимость пребывания взрослого человека в ПНИ у нас составляет, в зависимости от региона, 25-40 тысяч рублей в месяц, в Москве – 60 тысяч в месяц.
То есть, разговор идет уже об эффективности расходования бюджетных средств. И о тех целях, которые поставлены по программе «Старшее поколение» в рамках нацпроекта «Демография». Так что думать надо о том, как переместить эту финансовую поддержку в семью, чтобы сохранить человека в ней.
Поэтому петиция – очень своевременная. Государство должно думать о своих деньгах. О продуманности перераспределения финансовых потоков в пользу сохранения человека в семье.
Почему такое, выгодное для всех решение, до сих пор не было принято – трудно сказать. Возможно, дело в том, что для государства эти деньги обезличены – оно все равно так или иначе их потратит? Возможно, никто на государственном уровне об этом просто не задумывался, и как раз сейчас мы должны указать на такую возможность».