Разъяснение позиции
Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства
в связи с принятием новой редакции ст. 116 УК РФ
Некоторое время назад Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила с Заявлением по поводу новой редакции ст. 116 Уголовного кодекса РФ. К сожалению, содержание этого заявления было во многом искажено средствами массовой информации и некоторыми комментаторами. В связи с этим Комиссия считает необходимым дополнительно разъяснить свою позицию.
Патриаршая Комиссия выступает категорически против причинения детям какого-либо вреда. Действия, наносящие детям вред, недопустимы, вне зависимости от того, преследуются ли они по закону. Не может быть оправдано и является тяжелым грехом сознательное причинение вреда здоровью, психике, нравственному состоянию ребенка, особенно когда его причиняют те, от кого ребенок зависит, кому он доверяет и от кого вправе ожидать защиты и заботы.
Христианское учение в отношении воспитания детей является вполне ясным для каждого, кто искренне желает его понимать. Ни в коей мере оно не оправдывает каких-либо злонамеренных или жестоких действий в отношении своих домашних. Святой Иоанн Златоуст указывает на христианский идеал семейной жизни такими словами: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос». Согласно христианской вере, к детям необходимо относиться с подлинной любовью, всегда заботиться и об их земных нуждах, и об их духовном возрастании и вечном спасении. За соблюдение этой обязанности родители и все, кому Господь доверил заботу о детях, несут особую ответственность перед Богом: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).
Если человек вместо любви к своим домашним и заботы о них причиняет им зло – это не только греховно, но и противоестественно. Действия, направленные на причинение вреда близким, по справедливости могут преследоваться и преследуются государственными законами. Согласно Священному Писанию, государственная власть, преследуя преступные действия, угрожающие обществу и семье, действует как «Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13,3).
Однако ни христианское вероучение, ни здравый смысл, ни правовая логика не позволяют приравнивать к подобным преступным или злонамеренным деяниям действия родителей, которыми движет любовь к ребенку, забота о его земном и духовном благе, стремление удержать его от опасных для него дурных поступков или защитить от их последствий. Опыт поколений показывает, что в некоторых случаях такие действия родителей могут включать и применение физического наказания. Если при этом родителями руководит забота о ребенке, его настоящем и будущем, они действуют разумно и без крайностей, не причиняют здоровью ребенка и его личности никакого реального вреда – нет никаких оснований ставить знак равенства между такими действиями и злонамеренной преступной агрессией, подвергать в этой связи родителей какому-либо преследованию.
Норму закона, которая предполагает в такой ситуации возможность уголовного преследования, трудно счесть справедливой или оправданной. Более того, можно сказать, что такая норма попросту не учитывает реальных обстоятельств человеческой жизни, многообразия ситуаций, с которыми в ней сталкиваются семьи.
Особенное беспокойство вызывает возможность привлечения родителей в такой ситуации по новой редакции ст. 116 Уголовного кодекса РФ к более суровой уголовной ответственности, чем установлена за внешне сходные, но агрессивные и злонамеренные действия посторонних лиц.
Патриаршая комиссия отмечает, что председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко было предложено создать рабочую группу, чтобы внести коррективы в эту норму, вызвавшую обоснованную тревогу общественности. Мы надеемся, что в новые нормы действующего законодательства будут внесены необходимые изменения, с тем, чтобы исключить возможность преследования родителей за добросовестные действия, движимые заботой о детях и не причиняющие вреда их здоровью.
При этом Патриаршая комиссия, в любом случае, считает необходимым целенаправленное формирование такой правоприменительной практики в использовании новых норм законодательства, чтобы добросовестные действия родителей, не связанные ни с какими реальными общественно опасными последствиями, не могли рассматриваться как основание для уголовного или административного преследования.