По законодательству РФ домашнее животное – это имущество человека, но «имущество одушевленное», поэтому и относиться к нему перевозчики должны как «к пассажиру, у которого четыре лапы и хвост, а не как к чемодану». Такое мнение высказал первый зампредседателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов на пресс-конференции в «РИА Новости».
После резонансного происшествия с котом Твиксом, которого выбросила из вагона проводница поезда, для изменения правил перевозки животных была создана рабочая группа. В нее вошли крупнейшие перевозчики – компании РЖД, Аэрофлот, S7; представители профильных ведомств – Минтранс, Минприроды, Россельхознадзор, а также общественные организации, в числе которых Российская кинологическая федерация.
История с погибшим котом Твиксом «запустила целый ряд решений», которые помогут спасти других животных, говорит Бурматов. Он привел такие цифры: в России домашние питомцы есть в 57% семей – это 22 млн собак и более 40 млн кошек. Около 70% собак и 50% кошек хотя бы раз путешествовали с хозяевами. При этом число пассажиров с животными растет на 20% каждый год.
Так, в РЖД в самое ближайшее время введут новые требования к перевозке питомцев. Высаживать их из поезда теперь запрещено. Если рядом нет хозяина, проводник должен поместить животное в контейнер (такими контейнерами уже укомплектовываются поезда, говорит Бурматов), и далее перевозить в штабном вагоне. Также проводник обязан проинформировать о происшествии начальника поезда. Если на рейсе хозяина так и не найдут, то на ближайшей большой станции животное передадут наземной бригаде, которая продолжит искать владельца. Если это не удастся, то подключатся зоозащитники, которые должны будут найти ему новый дом.
Кроме того, в РЖД намерены усовершенствовать электронную систему идентификации животных, чтобы при покупке билета максимально точная информация о питомце вводилась в общую базу, которая будет доступна и проводникам. Конкретные предложения по усовершенствованию такой системы рассмотрят на ближайшем заседании рабочей группы.
Также необходимо разработать четкие правила для пригородных поездов, где нет проводников, говорит Бурматов. По его данным, более 1,5 млн животных ежегодно перевозят в электричках.
Что касается перелетов, то S7 и «Уральские авиалинии» уже увеличили вес животных, которых разрешено перевозить в салоне, с 8 до 15 кг (с переноской). Теперь такой же эксперимент проводит «Аэрофлот», и Владимир Бурматов надеется, что компания также изменит правила. Кроме того, S7 и «Уральские авиалинии» уже сегодня разрешают выкупать соседнее кресло для перевозки питомца.
По словам Бурматова, большая часть трагических происшествий происходит по вине не самих авиакомпаний, а карго-служб, из-за небрежности которых животные, которых перевозили в багажном отсеке, травмируются или гибнут при погрузке.
Еще одна проблема – слабая информированность россиян о правилах перевозки, отмечает депутат. Например, многие не знают, что на животных тоже нужен билет, и бросают их в аэропортах.
Резюмируя, зампред Думского комитета по экологии призвал владельцев относиться к своим питомцам с особой ответственностью, не перекладывая ее на транспортные компании.