В России снова обсуждают возможную отмену ЕГЭ и уход от Болонской системы. Дискуссия возобновилась после 21 февраля, когда президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию указал на необходимость вернуться к традиционной системе образования, которая должна стать синтезом «того лучшего, что было в советской системе, и опыта последних десятилетий». В этой связи депутат Госдумы Султан Хамзаев заявил, что на фоне возвращения к традиционному для России сроку обучения в вузах необходимо также отказаться и от ЕГЭ.
Рассказываем, что известно на сегодня об отмене ЕГЭ, и какие аргументы приводят противники и сторонники его отмены.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев 7 марта заявил, что отмена ЕГЭ не обсуждается, поскольку на такое решение нет запроса со стороны учителей или министерств.
Опубликованные 10 марта результаты исследования Superjob показали, что за отмену ЕГЭ выступают 66% участников проведенного опроса, а против – всего 16%. Но за время проведения таких опросов, начатых в 2009 году, уменьшилась доля и сторонников, и противников ЕГЭ – все больше становится тех, для кого этот вопрос не важен.
«Надо все серьезно взвесить. Здесь плюсы и минусы, надо все посмотреть», – прокомментировал 15 марта предложение об отмене ЕГЭ премьер-министр Михаил Мишустин.
В защиту ЕГЭ впоследствии выступил президент Владимир Путин: он отметил, что система государственных экзаменов является социальным лифтом для детей из регионов. Слова главы государства о том, что ЕГЭ «дает социальный лифт», и сегодня дети из дальних уголков страны, сел и деревень именно благодаря ЕГЭ могут поступить в ведущие российские вузы, повторил премьер-министр Михаил Мишустин.
В сфере образования нельзя принимать сиюминутные решения, считает и глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Он назвал ЕГЭ объективным инструментом оценки знаний. В ответ вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил о необходимости отменить ЕГЭ из-за вреда, который он наносит оборонно-промышленному комплексу: выпускники школ не поступают на инженерные специальности, так как сдать экзамены по профильной математике и физике намного сложнее, чем по гуманитарным наукам.
Отмена ЕГЭ может лишить абитуриентов возможности поступать сразу в несколько вузов в разных регионах России, говорит зампред Комитета СФ по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. Учительское сообщество считает, что единый госэкзамен за время своего существования трансформировался в лучшую сторону, добавила сенатор.
Сторонники и противники ЕГЭ – у кого преимущество
Перевес сил сегодня на стороне защитников единого госэкзамена, говорит председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование» Виктор Панин. Несмотря на разговоры про отмену Болонской системы, магистратура и бакалавриат, вероятно, останутся, хотя произойдет усиление роли специалитета по отдельным направлениям, рассказал Панин изданию «Октагон».
«Для родителей это, конечно, станет не лучшей новостью, так как количество бюджетных мест на востребованные специальности не растет, а сокращается. Для многих высшее образование все чаще становится недоступным или платным. Без сомнения, в ближайшее время количество школьников, которые выберут среднее специальное образование после 9-го класса, будет только увеличиваться. Отчасти целью ЕГЭ было сокращение количества людей, обучающихся в вузе, и она достигнута», – говорит Панин.
Когда ждать перемен в системе образования
Сегодня в обществе нет четкого представления о том, чем новая суверенная система российского образования будет отличаться от того, что мы видим последние 20 лет, говорят эксперты.
Исходя из поручений президента, никаких резких революций в системе образования не ожидается, изменения будут происходить постепенно, объясняет директор Института развития образования НИУ ВШЭ, заслуженный профессор Ирина Абанкина.
Она отмечает, что в ходе реформ изменится порядок приема в магистратуру. На бюджетные места смогут поступать не только бакалавры, но и специалисты, а сроки обучения для них в некоторых случаях будут сокращены до одного года. Ряд востребованных сейчас годичных программ дополнительного образования, например бизнес-администрирование, может получить статус магистерских.
По мнению Абанкиной, серьезных изменений вряд ли стоит ожидать раньше 2025 года. Для перехода на новую систему образования законодателям необходимо будет внести изменения как минимум в 250 нормативных актов, а вузам – разработать новые образовательные программы. Также должно произойти и перераспределение бюджетных мест.
«В условиях санкций, сокращения поступлений в бюджет масштабные реформы – это сложная задача. Как минимум Минобрнауки и Минфин должны полностью пересмотреть систему выделения бюджетных мест, она должна быть выстроена отдельно по уровням образования с учетом новых реалий. Все это будет происходить на фоне увеличения числа абитуриентов за счет школьников с присоединенных территорий и иностранных студентов из африканских стран. Придется менять образовательные стандарты и программы, на это тоже потребуется время», – резюмирует эксперт.